Многие православные христиане стремятся отправиться летом в паломническую поездку по святым местам – помолиться, поклониться мощам угодников Божиих, испросить благословение на предстоящий год. Кто-то совершает такую поездку впервые. И мы предлагаем вам познакомиться с правилами поведения в монашеской обители.
Благочестивый обычай посещать монашеские обители, которые отличаются от приходских храмов большей строгостью христианской жизни, в России существует с давних пор. В настоящее время растет количество христиан, желающих летом посетить тот или иной монастырь. Одни едут, чтобы потрудиться над восстановлением возрождающейся обители, другие – помолиться, лучше узнать уклад монашеской жизни, третьи – полюбоваться архитектурным ансамблем старинных храмов.
Но какова бы ни была цель посещения монастыря, паломник должен знать и соблюдать определенные правила поведения, чтобы не нарушить существующего там уклада и получить пользу от пребывания в обители.
Монастырь возглавляет настоятель. Это может быть архимандрит, игумен, иеромонах; женским монастырем управляет игуменья. Первый помощник и заместитель настоятеля – благочинный. Из числа братии также избираются казначей (отвечает за хранение и распределение пожертвований), ризничний (отвечает за сохранность облачения, утвари, богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, назначает послушания приехавшим трудникам), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов).
Обратиться к наместнику, благочинному можно с указанием должности – «отец наместник», «отец благочинный» или с употреблением имени – например, «отец Никон», а можно просто – «батюшка». Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться – «батюшка», если же они пострижены, но не рукоположены, говорят – «отец эконом», «отец казначей». В женском монастыре игуменья, в отличие от остальных монахинь, носит наперсный крест и может благословлять. У нее просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игуменья» или с употреблением имени – «мать Сергия», «матушка Мария», или просто «матушка». В обращении к монахиням говорят «мать Евдокия», к послушницам обращаются «сестра».
Если вы приехали в монастырь потрудиться, в первую очередь, нужно испросить на это благословения у наместника или благочинного. После того, как вас отправят на определенное послушание, следует спрашивать благословения эконома, келаря, под началом которых вы находитесь. Самочинно, по своей воле ничего делать нельзя, во всем следуя распорядку монастырской жизни. Безусловно, следует оставить греховные привычки (винопитие, курение, сквернословие), а также вольное поведение и панибратство.
Конечно, самое главное в монастыре – участие в богослужении, на которое ежедневно отводится шесть – восемь часов. Каждый день начинается совместной молитвой, ею же и завершается. Паломники и трудники также могут принять участие в монастырском богослужении. В храме следует встать по древнему обычаю, мужчинам с правой стороны, женщинам – с левой, скромно избрав себе место за братией. К причастию, на помазание, под благословение нужно подходить также после насельников обители.
Следует отметить, что при посещении монастыря, также как и любого православного храма, нужно подумать об одежде. Женщина не должна заходить в храм или на территорию монастыря в брюках, шортах, короткой юбке, мужчина – в шортах, в открытой майке. По традиции, женщины покрывают голову, мужчины, напротив, снимают головной убор. Женщинам следует воздержаться от использования косметики, особенно от губной помады, ведь в храме предстоит прикладываться к святыням. Если вы приехали в монастырь всего на один день и не подумали о своем внешнем виде, платок, длинную юбку можно спросить в иконной лавке.
Перед началом богослужения можно подать записки на литургию о здравии и об упокоении своих близких, заказать молебен и панихиду. У свечного ящика следует соблюдать тишину, говорить со свечницей вполголоса. Во многих монастырях в особо важные моменты богослужения прекращается продажа свечей и прием записок. Также во время богослужения не стоит ходить по храму, фотографировать, разговаривать. Вообще, если вы хотите сфотографироваться в монастыре, также нужно спросить благословение.
Оказавшись в храме, многие паломники в первую очередь спешат поставить свечи у чтимого образа, у мощей святого. Свеча – свидетельство нашей веры и пламенной любви к Богу. Поэтому не стоит ставить свечу формально, с холодным сердцем, внешние действия должны быть дополнены молитвой, хотя бы самой простой – своими словами. Нет обязательного правила: куда и сколько надо ставить свечей, какого они должны быть размера и стоимости. Покупка свечи – добровольная жертва Богу. Размер этого пожертвования определяет сам человек, исходя из желания и материальных возможностей.
На территории многих монастырей расположены святые источники, в которых христианин может искупаться или набрать воды для исцеления душевных и телесных недугов. Если вы посетили святой источник, перед тем как окунуться, стоит пропеть тропарь и акафист чтимому святому. Погружаться следует троекратно, осенив себя крестным знамением и прочитав молитву «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Если купальня открытая, погружение совершается в рубашке. Больно видеть, как зачастую купание в святом источнике превращается в развлечение, лишенное смысла. Ведь такое поведение оскорбляет, в первую очередь, не братию или служителей монастыря, а Самого Бога.
Верующий человек стремится увезти на молитвенную память о монастыре какую-либо святыню – это может быть икона, святая вода, освященное на мощах масло. Главное здесь – не переусердствовать, «запасаясь» святыней впрок. Ведь, как известно, одна капля освящает море.
Посещая святые места, будем стараться вести себя достойно и благочестиво, помня, что по нашему поведению нецерковные люди судят обо всей Церкви.
Юлия Морозова