Свято-Введенский мужской монастырь – Оптина Пустынь – расположен на берегу реки Жиздры недалеко от г. Козельска. Когда возникла Оптина – точно неизвестно. По одному преданию, ее основал покаявшийся разбойник Опта, по другому – она была основана князем Владимиром Храбрым. Более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь, а таковые носили название Оптиных.
Много горестей испытала Оптина Пустынь за время своего существования: и бесчисленные разорения от литовцев и поляков, и упразднение во времена петровских гонений на монастыри. Восстановлена она была спустя почти сто лет – в 1821г. Но расцвет ее начинается с введением старчества.
В православной аскетической традиции старец – это монах, сподобившийся от Господа за свою подвижническую жизнь благодатных даров Святого Духа: дара духовного рассуждения, прозорливости, исцелений, чудотворений. «Старцев называют прозорливцами, указывая этим, что они могут видеть будущее, – говорил Оптинский старец Варсонофий своему духовному чаду. – Да, великая благодать дается старчеству – это дар рассуждения. Это наивеличайший дар, даваемый Богом человеку. У них, кроме физических очей, имеются еще очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая».
Старчество Оптинское началось с величайшего учителя монашеского «духовного делания» старца Паисия Величковского, ученики которого в 1829г. поселились в монастыре во главе со старцем Леонидом (в схиме Львом) – первым Оптинским старцем.
Настоятелем Оптиной в то время был архимандрит Моисей, при котором произошел материальный расцвет Пустыни: были перестроены и увеличены старые и построены новые храмы, братские корпуса, различные хозяйственные строения и т.д. Был построен весь Скит с его церковью, келлиями и службами, где и жили великие старцы. Но не во внешнем расцвете монастыря заслуга о. Моисея, а в том, что, сотрудничая со старцами Львом и Макарием, он положил начало ее духовному расцвету.
Прп. Льву было вверено духовное руководство братией. Большинство монахов того времени привыкли только к внешнему деланию. Прп. Лев призывал иноков направить все силы на исправление своего сердца. В обители было введено откровение помыслов – ежедневное исповедание своих мыслей и чувств как важное условие для достижения духовного совершенства.
Преемником старца Льва в его служении людям и духовном руководстве братией стал прп. Макарий (Иванов). Благодаря ему были изданы собранные в Оптиной Пустыни рукописи и переводы прп. Паисия (Величковского). Под влиянием старца Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия.
Пика расцвета обитель достигла при старце Амвросии, ученике о.Льва и о. Макария. Прп. Амвросий стал опытным руководителем в жизни духовной и в делах практических. Все, без различия, могли поговорить с ним. У него бывали известные философы и великие писатели, простой же народ тек к нему рекой. Ему нужна была только душа человеческая. Он дорожил ей больше всего и всеми силами старался спасти. Прп. Амвросием была основана многолюдная (до 1000 сестер) женская Шамординская обитель, о которой он неустанно заботился последние 10 лет своей жизни.
Вместе с этими старцами и после их кончины старческое служение в Оптиной Пустыни несли прпп. Илларион, Иосиф, Анатолий (Зерцалов), Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий, Никон. Последним из них пришлось пережить тяжкое время гонений и испытаний, на их глазах была разорена и закрыта обитель, бывшая, по словам П.Флоренского, «духовной санаторией многих израненных душ». Дух мира Христова, обретенный через святое старчество, ощущался всеми посетителями Оптиной.
К Оптинским старцам за советом и благословением приезжали Н.В.Гоголь, В.А. Жуковский, Ф.И.Тютчев, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, П.И.Чайковский, Л.Н.Толстой, А.К. Толстой и другие. Перед революцией в монастыре было более 300 монахов. Трудно с уверенностью сказать, было ли в России когда-либо за всю ее историю место, где в такой степени общество людей приблизилось к идеалу христианских отношений, несмотря на испытания, скорби, ошибки, и где святое братство имело бы такое обширное освящающее влияние на свой народ.
Декретом от 23 января 1923г. монастырь был закрыт. Все иеромонахи во главе с архимандритом Исаакием и многие монахи впоследствии были арестованы, сосланы, погибли в лагерях, оставшиеся – вынуждены скитаться.
Возвращение обители Русской Православной Церкви произошло 17 ноября 1987г. Весной 1988г. наместником Оптиной пустыни был назначен архимандрит Евлогий (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский). Сразу же началось восстановление монастыря. Были обретены мощи многих Оптинских старцев. 16 октября 1988г. состоялось обретение мощей прп. Амвросия Оптинского и прославление его в лике святых. В 2000г. преподобные Оптинские старцы были прославлены для общецерковного почитания. Среди других святынь, особо почитаемых в Оптиной Пустыни, – могилы иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима, убиенных в день Пасхи в 1993г.
Конечно, рано говорить о возвращении былого значения Оптиной Пустыни как центра духовной жизни России. Но старчество не прервалось, оптинские старцы так же молятся за нас, но уже в небесной Оптиной, они так же бесконечно добры и участливы, когда мы говорим с ними у их святых мощей и икон.
Советуем почитать книги: «Душеполезные поучения Оптинских тарцев», прп. Амвросий Оптинский «Нужно жить нелицимерно», «Благословенная семья. Советы прп. Макария Оптинского», «Жития преподобных старцев Оптиной Пустыни».
И.С. Гладышева