Окончание. Начало в №№ 6(62), 1(63) Сегодняшняя публикация материалов из готовящейся к изданию книги протодиакона Михаила Беликова, как и две предыдущих, посвящена вопросу о подземных ходах под Троицким собором. В ней автор подводит итог проведенному им расследованию.
Следует также рассмотреть данный материал с позиций здравого смысла. Приведенные выше свидетельства, казалось бы, указывают на наличие в районе Музейной площади, по меньшей мере, шести подземных ходов. Все они якобы выходят из «подвалов» Троицкого собора и ведут к разным объектам: 1. К школе № 25 и далее в Глебучев овраг; 2. К подвалам старой семинарии и к «Казенной палате» на воеводском дворе, якобы располагавшемся когда-то на территории краеведческого музея, откуда этот ход шел также к Глебучеву оврагу; 3. К Казанской церкви (мужской монастырь); 4. К Крестовоздвиженскому женскому монастырю; 5. В сторону Никольской (Рождества Богородицы) церкви; 6. К югу от Троицкого собора.
Сразу заметим, что сведения о расположении в конце 17 – начале 18 вв. воеводского двора, приказной и судной избы и казенной палатки на месте, занимаемом ныне краеведческим музеем, приводятся только в одном и к тому же весьма недостоверном источнике – в книге А.И. Шахматова «Исторические очерки г. Саратова и его округи», и не подтверждаются другими историческими документами.
Теперь рассмотрим, для чего вообще нужны были эти подземные ходы и для чего нужно было соединять «подземелья» указанных объектов именно с «подвалами» Троицкого собора.
Сообщается, что якобы по этим ходам монахи и монахини саратовских монастырей ходили к службам в Троицкий собор. Однако в таком своеобразном тайном «подземном» хождении совершенно не было никакой надобности. В самом деле, зачем нужно было идти в собор, спустившись в сырое, темное и узкое подземелье, когда вполне можно было бы спокойно дойти до собора по поверхности? Непонятно также, зачем нужна была такая секретность? К тому же монахи и монахини вообще не должны были ходить к службам в собор, т.к. у них имелись свои монастырские храмы, где они и обязаны были молиться за богослужением, совершаемом для них со своими специфическими монастырскими особенностями, которых не могло быть в богослужении «мирских» храмов, к каковым относится Троицкий собор.
Если эти подземные ходы были предназначены для вылазок или для скрытного отступления из крепости, то тогда непонятно, почему они начинались не от башен и стен, а от собора, расположенного в отдалении от этих укреплений.
Предполагают, что подземные ходы предназначались также для укрытия в них городских жителей и имущества, однако разместить в них большое количество людей было бы весьма проблематично, ну а имущество тогдашних горожан было, как правило, «малогабаритным». Даже у самых богатых людей самое ценное – деньги и драгоценности вполне умещалось в одной-двух «кубышках», а «рухляди» – одежда, посуда, иконы и т.п. – в паре сундуков. Эти «кубышки» и «рухляди» люди предпочитали прятать не в подземных ходах, а на своих подворьях – зарывали в землю на огородах, погребах, банях и других хозяйственных постройках.
Таким образом, особой нужды для подземных укрытий, где бы жители могли прятаться и укрывать свое имущество, тоже не было, как не было такой нужды и в «подвалах» под Троицким собором и другими саратовскими церквями и монастырями.
Больших «сокровищ» в саратовских храмах не было – документальные данные говорят скорее о противном. В церковных ризницах городов поволжского региона в те времена было достаточно разнообразной утвари, но действительно дорогих и ценных вещей было весьма немного – обычно одна или две евхаристические чаши (серебряные или сребропозлащенные), пара таких же напрестольных крестов, одно-два Евангелия с серебряными накладками, несколько парчовых риз, да несколько обложенных более или мене ценными окладами икон – вот и все богатства.
Если ознакомиться с описанием ризницы Троицкого собора, то можно убедиться, что в ней к 1904 г. накопилось не очень-то много дорогих вещей – один серебряный со стразами потир (чаша), один серебряный со стразами же напрестольный крест, три Евангелия с серебряными накладками и две золоченые рипиды (металлический круг на древке с изображением херувима, символизирует невидимое участие в богослужении ангельских сил), причем самая ранняя из этих вещей датируется 1738 г., а все остальное пожертвовано в собор во второй половине 18 в. и в 19 в. Собор, правда, имел большую подборку икон различной ценности (16 икон сребропозлащенных и 37 икон обложенных серебром). Однако следует учесть, что эти иконы накапливались в соборе в течение 200 лет. В 17 же веке ризница Троицкого собора и других саратовских церквей была весьма скромной.
Итак, необходимости в каких-то особенных подземных хранилищах не было – дорогой утвари в саратовских храмах было немного, а для припасов и продуктов духовенство, жившее в городе своими дворами, имело на подворьях свои погреба и амбары.
Во время реставрации Троицкого собора в 2004–2007 гг. вокруг храма на довольно значительной площади был снят верхний слой грунта до глубины 1,5–1,7 м, а в некоторых местах и глубже. Внутри храма грунт также выбрали на глубину до 1–1,5 м. Нигде не было найдено никаких, даже малейших признаков, указывающих на наличие каких-либо подземных входов и подвальных помещений – их под собором никогда не было. Было найдено, как мы уже упоминали выше, несколько погребальных склепов внутри собора и остатки от склепов снаружи.
Единственное подземное сооружение, имеющееся ныне в юго-западной части галереи собора (под правой лестницей, ведущей на второй этаж) – это небольшой (2 х 1,3 х 2 м) погреб. Пол погреба земляной, в восточной стене имеется ниша – такие ниши часто устраивали в старинных погребах, обычно для хранения продуктов, которые нежелательно было оставлять на полу или же для того, чтобы ставить в нишу свечу или фонарь. По характерным признакам кирпичной кладки погреб следует отнести ко второй половине 19 в. В нем могли хранить церковное вино и лампадное масло.
Во время реставрации на территории собора в 7–8 м. к северу от северо-западного угла колокольни были обнаружены остатки какого-то отдельно стоящего кирпичного подземного сооружения. По всем признакам это остатки старого порохового погреба, о котором сообщают некоторые источники. В трудах СУАК напечатаны воспоминания саратовского старожила Кропотова, где говорится: «При колокольне соборной сбоку был подвал для пороха, а под колокольней был цейхгауз; отсюда и то и другое после пожара (вероятно, 1811 г.– М.Б.) переведено за Ильинскую церковь».
Вероятно, именно этот погреб изображен на плане архитектора Лоссе 1800 г. Погреб был, вероятно, построен во второй половине 18 в., т.к. на плане 1746 г. он еще не обозначен. Нижнее помещение колокольни, как мы видим, использовалось в давние времена для хранения казны. В середине XVIII в. «при колокольне у денежной казны» был устроен караул и выставлялся часовой. В начале 20 в. в нижнем помещении колокольни хранились дрова для соборных печей.
Итак, никаких следов подземных помещений под Троицким собором обнаружено не было. Судя по чертежам и разрезам из известной книги М.Н. Грудистова «Атлас православных церквей города Саратова снятых с натуры» (Саратов, 1878) не было подвалов и в самых старых саратовских храмах –Никольском (начало 18 в.), Казанском (первая половина 18 в.), Спасо-Преображенском на горах (1733 г.) и Крестовоздвиженском (1740 г.).
Что же касается «разуплотнений грунта», обнаруженных при помощи приборов под северной частью Музейной площади и вроде бы указывающих на наличие под этим местом подземных сооружений, то следует заметить, что данную часть площади долгое время занимали административные и торговые помещения. Конечно же, здесь имелись и погреба, и ледники, и подземные «палатки», и прочие постройки хозяйственного назначения, остатки которых, вероятно, и были зафиксированы приборами на глубине.
Остатки подобных погребов, ледников и склепов часто находили при проведении различных земляных работ, что, по всей вероятности, и давало повод для всяких слухов, рассказов и легенд о подземных ходах. Действительно, весьма легко принять за вход в «подземелье» остатки какого-нибудь разрытого и полуразрушенного (часто с человеческими останками) склепа или погреба – ведь склеп представлял из себя могилу, выложенную кирпичом и перекрытую полукруглым цилиндрическим сводом. Старинные погреба и ледники имели такую же конструкцию, только были больше по размерам и также весьма походили на части подземных галерей.
Все эти слухи и рассказы передавались из поколения в поколение и обрастали со временем всякими «таинственными» и эффектными подробностями и преувеличениями.
Таким образом, исходя из сказанного выше, следует считать, что различные свидетельства и известия о сети подземных ходов под собором и Музейной площадью не имеют научного подтверждения и относятся к области городских легенд и преданий.
Печатается в сокращении