Особенностью нашего времени является наличие большого числа людей, ассоциирующих себя с Православием, но участие в церковном богослужении считающих ненужным и, в лучшем случае, заходящих в храм лишь затем, чтобы поставить свечку. Беседа с протоиереем Михаилом Беликовым, клириком нашего собора и преподавателем литургики СПДС, помогает понять, что значение храма и богослужения в жизни христианина этим далеко не исчерпывается.
– Отец Михаил, что такое богослужение?
– Сразу следует сказать, что ни одной религии без богослужения не существует. Любая религия подразумевает и имеет богослужение. Богослужение – это, на мой взгляд, совокупность священных обрядов, действий, молитвословий, та внешняя деятельность, через которую вовне выражается внутренняя вера Церкви. Это способ Церкви объявлять о своей внутренней жизни, вере, о своем внутреннем содержании по подобию того, как через телесную, внешнюю деятельность выражается и обнаруживается жизнь и состояние человеческой души. Это касается не только христианского богослужения, через богослужение выражается сущность любой религии. А христианства в особенности. Мы в богослужении видим две стороны, особенно если учесть, что термин «религия» переводится и понимается как связь, связь между Богом и человеком. Бог относится к человеку, и человек как-то относится к Богу и таким образом Бог и человек вступают в определенную связь, взаимоотношения между собою. В богослужении можно выделить две составляющие. Это мистическая сторона, в которой раскрываются отношения Бога к человеку. Он дает нам Откровение, дает нам благодать, общается с нами в молитве – это таинственная, мистическая сторона. А если мы рассматриваем отношение человека к Богу, то тут выявляется нравственно-эстетическая сторона, потому что это касается нашей веры, нашей нравственности, нашего внутреннего духовного состояния. Как мы к Богу относимся, что для нас Бог, каков уровень нашей нравственности и морали, духовного нашего развития. Вот эти две стороны – мистическая и человеческая, нравственно-эстетическая, присутствуют в любом богослужении любой религии. Христианское православное богослужение можно рассматривать как совокупность священных действий, обрядов, Таинств, через которые со стороны Бога осуществляется освящение человека путем усвоения человеку искупительного подвига Христова и его благодатных плодов. Человек должен его воспринять. В этом спасение. А со стороны человека, уже искупленного, уже облагодатствованного, в отношении Бога осуществляется вера в Искупление и, основанное на этой вере, истинное Богопочитание.
– А нужно ли богослужение вообще?
– Можно ли говорить о каком-то вообще служении по отношению к такому величайшему трансцендентному началу, как Бог? (Трансцендентность – философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте). Нуждается ли Он в нашем служении? Совершенно не нуждается. Он, по одному из своих свойств, является Вседовольным. Вспомним слова из Священного Писания: и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, (то есть нуждаясь в чем-либо), Сам дая всему и жизнь и дыхание и всё (см.: Деян. 17, 25) То есть Бог, не нуждаясь ни в чем, наоборот, Сам всем дает и жизнь, и всё, что нам необходимо. Ни в чем нашем Он не нуждается – ни в молитвах наших, ибо Он знает наперед, еще прежде нашего прошения, что нам нужно, ни в богослужениях наших. Тогда для чего оно нам нужно?
Из Священного Писания мы знаем, что уже в Ветхом Завете Господь Сам учреждает богослужение. По прямому повелению Божьему возводится скиния. Он даже говорит, как, в каком порядке и из каких материалов ее строить, какие размеры она должна иметь. Он учреждает священство Аароново, учреждает чины левитов, священников, первосвященников, иерархию ветхозаветную, порядок принесения жертв. Вплоть до того, что в законе Моисеевом даже рецепт фимиама приводится. Столько мирры, столько алоэ и т. д. Вспомним Новый Завет – Господь разве отверг храм? Отверг общественное богослужение? Не отверг. Он Сам приходил в храм. И апостолы и вместе с Ним, и после Него приходили в храм. Апостолы, водимые Духом Святым, положили основание новозаветному и храму и богослужению. При апостолах установилось двоякое богослужение – богослужение евхаристическое, состоявшее из вечерней братской трапезы – вечери любви, агапы, завершавшейся Евхаристией, и богослужение молитвенно-учительного характера, которое совершалось в воскресные дни порой всю ночь и оканчивалось при восходе солнца. В апостольских посланиях упоминаются и виды древних молитвословий: псалмы, песни из Священного Писания и новозаветные гимны типа «Свете тихий». Господь Сам, совершив Евхаристию, положил начало новозаветному богослужению. Богослужение благословлено Богом, значит, оно нужно.
– Для чего нужно богослужение?
– Нужно богослужение, в первую очередь, для нас, а не для Бога. Потому что Он, как сказано выше, ни в чем не нуждается, но, вместе с тем, желает нашего спасения, хочет всем спастися, и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4), и по этой причине Сам устанавливает богослужение и заповедует всегда совершать его для того, чтобы мы всегда имели память о Боге в своих деяниях, мыслях, в своем сердце – сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).
Богослужение, таким образом, предназначено, прежде всего, для нашего духовного роста, самоусовершенствования. Отсюда вывод однозначный – без богослужения этого роста, того, к чему мы призваны – богообщения и богоуподобления, мы достигнуть не сможем. Всё очень просто. Некоторые могут сказать, что вот, мол, подвижники древние, египетские пустынники, святые отцы великие, аскеты, они ведь десятилетиями в своих пустынях не посещали никаких богослужений. Какое богослужение у Марии Египетской? Она пришла в храм только один раз, и то ее туда невидимая рука Божия не пустила. Только когда покаялась, она сподобилась Причастия. В пустыне сорок лет провела, вообще не знала ни храма, ни богослужения. Других святых отцов Ангел причащал, есть такие случаи в житиях святых. Никаких богослужений там не было – они были сами как бы храмы Божии. Тем, кто так говорит, следует ответить: «А вы что, можете иметь дерзновение о себе то же самое сказать? У вас такие же точно мысли, такой же точно образ жизни, точно такой же подвиг, такое же точно дерзновение к Богу, какое было у этих великих святых? Это мы-то, у которых что ни мысль, что ни шаг, то грех?!» Кто может сказать, что у него есть дерзновение великих святых, что он обойдется и без богослужения, что его Ангел причащать будет, что он сам стал храмом Божиим? Поэтому всякие разговоры о том, что богослужение не нужно, неправильны. Нужно помнить, что богослужение – это божественное учреждение, что оно необходимо для нашего духовного совершенствования, ибо без него задача восстановить утраченное богообщение невыполнима. Потому что храм есть училище благочестия.
– Что такое благочестие?
– Благочестие – это жизнь по вере. Соответствие жизни человека его вере. Если христианин живет так, как предписывает ему православная вера, он благочестивый христианин. Христианское благочестие как раз воспитывается именно в храме. Без этого ничего не получится для основной массы людей. Даже для тех людей, которые избирают для себя особый, преимущественный путь исполнения заповедей – как монашествующие. И те не обходятся без храма, без богослужения. Наоборот, храм и богослужение у них стоит на первом и главном месте.
– В чем же польза богослужения?
– Польза очевидна. Богослужение – это, прежде всего, молитва. Молитва – одно из основных средств к восстановлению утраченного каждым человеком богообщения и к следованию по пути богоуподобления, достижния меры возраста Христова (Ефес. 4, 13). Сказано: непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17). И Христос говорил, что необходимо молиться, приводил образец молитвы, молитвы Господней «Отче наш». Он и Сам постоянно молился и постоянно напоминал о молитве. Сей же род вражеский, демонский, изгоняется только молитвой, сначала молитвой, потом, в дополнение, и постом (см. Мф. 17, 21). А храмовая молитва – молитва действенная, которая несравненно действеннее, чем молитва индивидуальная. Опять-таки, по слову Христову: ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20), и если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. (Ин. 14, 14). Сам Господь нам говорит о действенности такой, общей, молитвы. Молитва храмовая имеет очень большое воспитательное значение в отношении братолюбия христианского. У нас две заповеди основные: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя (см.: Мф. 22, 37 – 39), причем любовь к Богу ставится в зависимость от любви к ближнему. Если не любишь ближнего, то не можешь говорить о любви к Богу. Апостол также призывает молиться друг за друга, ибо молитва братская воспитывает в человеке и любовь к ближнему, и любовь к Богу. Этому же способствует совместное участие в Таинствах. Я уже не говорю о мистическом, духовном, таинственном братстве, которое возникает у нас, когда мы от Единой Чаши причащаемся, и в жилах наших течет не наша кровь, а кровь, срастворенная с Кровью Христовой – у меня, у тебя, у него, у всех. И мы уже не каждый сам по себе, мы уже братья и сестры по Крови Христовой.
Много можно говорить о храме и молитве. Духом Божиим писались все песнопения, эти излияния души величайших подвижников. В них поэтическим способом изложен их молитвенный и аскетический опыт. Ведь богослужение имеет также две стороны и в учительном смысле. Оно раскрывает перед нами внутреннюю сторону веры, а внутренняя сторона веры состоит из двух основных составляющих – это вероучительные аспекты и аспекты духовно-нравственные. Богослужение раскрывает перед нами и вероучение, и нравоучение Церкви. С одной стороны, мы узнаем о догматах, узнаем истинное учение о Божией Матери, об иконах, о почитании святых, о Вселенских Соборах, о древних ересях, о том, как Церковь боролась с ними. А с другой – мы узнаем, как нам каяться, как приобретать смирение, как восходить по лестнице духовного делания, какие примеры такого восхождения мы видим из житий святых. Каждый день мы празднуем память какого-либо святого. А что такое память святого и для чего нам Церковь это предоставляет? Ведь жизнь и подвиги святых являются ярчайшей иллюстрацией того, как должен человек отвечать на призыв Божий к очищению души, к восстановлению утраченного богообщения, к обожению человека, возвышению его до того первозданного состояния, когда говорил Адам с Богом в раю, к раскрытию, исканию Царства Божия внутри себя. Церковь в своем богослужении показывает нам, как святые люди достигали такого состояния. Своим житием, страданием, подвигом. Великие отцы святые – Антоний, Макарий, Пахомий, Афанасий, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец и другие, великие богословы, великие мученики, святые, которые свою веру и учение Церкви отстояли в страшной борьбе, преподобные отцы, которые уходили в пустыню и совершали удивительные аскетические подвиги, или русские святые – потрясающая иллюстрация того, к чему приводит исполнение евангельских заповедей и воплощение в жизнь учения Христова. Богослужение Православной Церкви – это действенное, эффективнейшее, проверенное в веках бесчисленными поколениями христиан училище благочестия.
Беседовала Ольга Урядова