«Бог весть, сколько еще предстоит мне обременять землю любимую, ведь душа начинает тосковать по небу и его любить больше, чем землю. Но народная мудрость говорит: умирать собираешься, а пшеничку-то сей. Вот нынешние мои посевы едва ли не последние», – так писал отец Иоанн одному из собратий по служению алтарю в год своего 90-летия. Главным делом батюшки было духовное окормление людей. Только в Церкви и с Богом видел он возрождение каждого человека, страны и мира в целом. В возрасте 96-ти лет старец-духовник отошел ко Господу, оставив нам как наследный дар свое слово и свою молитву. Они помогают понять и нам, что жить в Боге можно и нужно в любое время и при любых обстоятельствах.
Как же трудится Творец жизни на ниве Своей, как силится насадить, взрастить, спасти и сохранить жизнь! Он учит, наставляет, обличает. Стучит и стучит в души человеческие. Сеет везде и всюду по всей вселенной, по дорогам и распутиям, по городам и селениям, днем и ночью, без устали, без отдыха, чтобы спасти, аще возможно, некоторых. Мир же безответен перед Богом. И не Бог будет судить мир, но мир сам осудит себя, будучи поставлен перед своей вопиющей неправдой. И не будет на земле человека, которому бы на тропе его жизни не встретился Господь со Своим словом правды, словом любви, словом великого долготерпения. И не будет на земле человека, чьего бы сердца не касалось веяние зова Божиего. Этот зов ведь слышится не только в голосе Церкви, но и в голосе совести человека, и в обстоятельствах его жизни.
Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие. Чтобы на эти от врага возбуждаемые бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться, елико возможно, жить по заповедям Божиим.
Дорогие мои, а Бог-то ведь смотрит и на нас, и Живой Бог ждет и нашего живого обращения к Нему. Но дар Божий – чудесная свобода человеческая – всегда ставит нас перед выбором: чрез все события, все горести и радости идти или не идти к Божией правде и любви, которой нет конца.
Господь всегда с нами, но мы-то не всегда идем к Богу. Вот почему всегда остается для нас реальная опасность: быв у кладезя жизни – остаться мертвыми, и у живой воды – жаждущими, и у благодати – без благодати. И нет, дорогие мои, для богопочтения и жизни в Боге ни особого времени, ни особых обстоятельств, но всегда и во всем подлинная жизнь в Боге состоит в том, чтобы наша забота о спасении озаряла светом Правды каждый миг жизни.
Не устану вам повторять слова святых отцов, прошедших суровую школу скорбей и познавших покой и радость в Боге, слова их, в которых стержень нашей крепости, чтобы мы не поколебались: «На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему – Бог». Вот в чем наша надежда и крепость – в непоколебимой уверенности, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но все происходит или по Его воле, или по Его попущению. Все доброе совершается по Его воле и Его действием; противное же бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие оставляет нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает тиранствовать над нами диаволу или бесчестным плотским страстям. Так вот в чем причина бедствий, нашедших на нас. Мы стали слепы и глухи. Мы ожесточенным сердцем готовы обвинить любого и каждого, забывая, что только личный грех искажает нашу жизнь.
Закон Божий! Он дан на все времена всему человечеству. Он дан в Божественном Писании, он дан в законе совести каждого живущего, он дан в законах Богозданной природы. И мы с вами сегодня не отвергнемся того, что знаем этот великий закон Господень, закон, в котором кроется земное счастье наше и которым простираемся мы в вечность блаженного пребывания с Господом и со всеми Его святыми. «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37–40).
Не забывайте, что мы не пешки в жизни, а со-творцы Богу.
Ведь вера-то не только в выстаивании на молитве и в хождении в церковь проявляется – вера истинная свидетельствуется в благонадежии на Бога и в принятии от Него всего того, что Он благоволит послать для нас на нашем жизненном пути.
Ныне же страшнее волн всемирного потопа, истребившего в свое время человеческий род, идут снова на мир волны лжи и тьмы, готовые поглотить вселенную, истребить веру во Христа, извратить его учение. И единственное спасение наше, наш ковчег – Святая Церковь, руководствующаяся на пути своем светилами небесными – писаниями святых Божиих угодников. Не пренебрежем же этим ковчегом, не уклонимся самомнением и гордостью от смиренного повиновения истинам Церкви, не воссядем на другие корабли, поврежденные лжеучениями, не отпадем хладностью и двоедушием от руководства Священным Писанием – и спасемся!
Мы с вами, дорогие мои, – чада Святой Православной Церкви не по праву нашему, но по любви Божией к нам. И любовь эта безгранична, она не зависит от времени, но всегда имеет силу. И любовь эта сохранит нас во все дни до скончания века.
То, что происходит в мире, – не открытие, всему сему надлежит быть, и второе пришествие близится, а люди будут по обетованию спасаться до последних дней мира. Одни – спасаться, другие – погибать. И главное их делание спасительное – сохранить веру. Вот о вере своей и о вере тех, кто вверен нашему попечению, болезновать бы нам душой и сердцем.
Плакал Адам по изгнании своем, седе «прямо рая», плакал, вспоминая кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге. Но мы – изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стрирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не второй Адам – Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.
И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверстых Царских врат, и животворящих ликующих слов «Христос Воскресе!» и в них изначальную близость Божественной любви к человеку.
Да, в настоящие лукавые дни, разметав человеческое, многое потрясается до основания. Сокрушается мирское мудрование, и становится ясным, что грядет Суд Божий, отвергается человеческое и дается Божие. И вера наша, и задача наша теперь одна – неизменно пребывать на пути Божественного Промысла, отдаться ему безраздельно, без рассуждения. «Ей, гряди, Господи Иисусе, гряди благодатию Духа Твоего Святого, чтобы в немощи нашей и через нее совершались судьбы Твои».
Наше хромание духовное на оба колена: по-Божьи жить не могу, а часто и не хочу, – дает простор той печати, которой так все боятся. Но печать эта не внешняя. А ум, сердце, душа грехом печатается, так что ничто Божие уже не войдет в душу. А паспорта, карточки – это все кесарево. И по слову Господа Богу Богово дайте, а кесарю кесарево.
Запомни и уясни для себя волю Божию: «Сыне, даждь Ми твое сердце» – ни паспорт, ни пенсионное удостоверение, ни налоговую карточку, но сердце. Вот зачем следить-то надо неусыпно и со всем тщанием – кому мы в жизни служим, чем живем.
Любовь, радость, мир, милосердие – при любых государственных системах Богом посрамлены не будут. А если человек забыл Бога и живет наживой неправедной, молитву и церковь из жизни вытеснил телевизор и всякие безобразные «видики», то поверь мне, печать уже стоит у многих, даже и при документах старого образца. Ведь через то безобразие, чем напичкивает себя современный человек, причем сам, добровольно, с любовью и желанием, уже ничто божественное пройти и войти в человека не может. Наше сопротивление грядущему страху одно единственное – наша вера в Бога, наша жизнь по вере. А все те смущения, смятения и неразбериха для того так властно и входят в жизнь, и потому входят, что нет живой веры, нет доверия Богу. И все это вражье вытесняет спокойствие духа и благонадежие. Живи же спокойно, молись Богу и доверяй Ему. Господь ли не знает, как сохранить Своих чад от годины лютой, лишь бы сердца наши были верны Ему.
Дорогие мои! Ищите Христа в жизни своей, не уставайте трудиться в этом единственно спасительном делании. Ищите и обрящете вечную радость о Господе.
Ничего не бойтесь в мире,кроме греха, ибо верность Христу будет ходатайствовать за нас пред Богом и проведет в радость Вечности сквозь бури жизни несокрушимыми.
По книге «Видевше свет вечерний»
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
Подготовила Людмила Кузнецова