Наша школа №5 расположена в Заводском районе, далеко от исторического центра города. Но дети, как и в любой другой школе, любознательны и активны и, конечно, интересуются историей своей малой Родины.
На первых занятиях по курсу «Духовное наследие» в параллели третьих классов провожу небольшой письменный опрос. Из 90 опрошенных детей на вопрос: «Любите ли вы Саратов?», – почти стопроцентно отвечают: «Да!» И свое любимое место в городе назвать всем было нетрудно. А вот дальше – сложнее. Оказалось, что музеи и консерватория для большинства были незнакомы – даже не слышали о них. А вот название «Реал» оказалось знакомым большинству. Некоторые вспомнили, что за поворотом на улице Чернышевского нас прежде всего встречает храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Выбор первой экскурсии в этом учебном году был непрост, ведь в Саратове есть что посмотреть: Радищевский музей-сокровищница, консерватории сто лет, в городском парке столько интересного, и на Соколовую гору хочется. Но все же мы выбрали Свято-Троицкий – «Старый» собор – Саратова, храм, с которого начиналась история нашего города.
Проходят ознакомительные уроки, и наконец-то с 3-м «Б» 24 сентября мы едем в Троицкий! Двадцать минут в дороге, и вот уже нас встречает собор в убранстве стиля нарядного «нарышкинского» барокко. Чудесные фрески на паперти собора иллюстрируют нам рассказ о возникновении Саратова, голубые «богородичные» своды нижнего – Успенского – храма, золото окладов и лики икон дарят счастье прикосновения к истории Отечества и возможность тут же почувствовать – здесь все наполнено жизнью! Необыкновенно богатой, мудрой, несуетной.
В наших группах дети и родители. Нас традиционно встречает Марина Евгеньевна Шмелева. Ее рассказ подробен, в словах и жестах – искренняя любовь к необыкновенному чуду – Свято-Троицкому собору Саратова, к его непростой трехсотлетней истории, пути от деревянной церкви через пожары и неустройства к масштабной реставрации и расцвету. Мы внимательно слушаем рассказ об убранстве собора, с благоговением прикладываемся к иконам с молитвой о близких, живых и ушедших, зажигаем свечи. Кто-то ставит свечу впервые в своей еще коротенькой жизни.
Выходим из собора, и, опять же по традиции, звонарь Екатерина ведет нас на колокольню. По узкой лестнице терпеливо забираемся наверх. Катя рассказывает нам о колоколах и даже дает позвонить! Впечатляет. С непривычки кому-то хочется закрыть уши, но восторг у всех необыкновенный!
Стараниями священнослужителей и прихожан собора преобразилась территория вокруг храма: к чудесным елям добавились разнообразные дико-винные деревья и кустарники, великолепные розы и пруд с разноцветными рыбками. Мы увидели здесь много красивого, впечатления отразились в детских рисунках, которые школьники нарисовали на занятии, посвященном воспоминаниям о поездке. Эти занятия помогла провести выпускница Сара-товского художественного училища Елена Полякова.
В Свято-Троицком соборе мне больше всего понравилось…
Дмитрий Китов: … Мне больше всего понравились колокольня, пруд с рыбками и еще как я ставил свечу у иконы Христу.
Денис Гавва: … Пруд, иконы и колокольня, и мне не было страшно, и мой папа с нами был.
Вероника Щеголева: … Когда звенят колокола, появляется красивая радостная музыка. Еще мне понравился сад. В саду много красивых деревьев и пруд с золотыми рыбками. Мне понравились иконы Спаса Нерукотворного и Казанской Божией Матери, а еще мощевик.
Лера Журавлева: … Пруд с золотыми рыбками и колокольня, там было шумно. А еще мне понравилась икона, называется Спас Нерукотворный.
Савкина Даша: … Пруд с золотыми рыбками, быть на колокольне, гулять по парку. Я видела много красивого.
Бушка Саша: … Пруд с золотыми рыбками, колокольня и чудотворная икона. Я поставила свечу и поцеловала чудотворную икону.
Светлана Белоногова