Мы привыкли видеть иконы в православных храмах, молиться перед ними дома. Как памятники искусства иконы представлены в музеях. И мало кто помнит, что было время, когда за иконопочитание можно было заплатить свободой, а порой и самой жизнью.
24 октября Православная Церковь молитвенно чтит память преподобного Феофана исповедника, который вместе со старшим братом преподобным Феодором получил прозвание Начертанный. Им выпало родиться в конце 8 в., в разгар споров об иконопочитании и терпением многих скорбей засвидетельствовать свою веру.
Братья Феодор и Феофан родились в Иерусалиме в семье благочестивых родителей, отличавшихся милосердным отношением к странникам. Получив в родительском доме не только христианское воспитание, но и хорошее образование, братья отправились в Лавру Саввы Освященного, где продолжили свое обучение у одного из насельников монастыря – ученого и добродетельного пресвитера. Этот древний монастырь прославлен подвигом многих святых. Незадолго до прихода в него братьев здесь трудились известные творцы церковных песнопений и канонов – преподобные Иоанн Дамаскин и Косма, епископ Маиумский. В дальнейшем преподобный Феофан продолжил дело старших собратий, написав около 150 канонов.
В то время вновь вспыхнула в Церкви иконоборческая ересь, осужденная на VII Вселенском соборе в 787 г. Патриарх Иерусалимский отправил святых братьев Феодора и Феофана в Константинополь, чтобы попытаться вразумить императора-еретика Льва Армянина. Император в беседе с братьями попытался склонить их на свою сторону, но убедившись в их непреклонности, приказал жестоко избить исповедников и отправить в заточение.
Двадцать пять лет, с 817 по 842 г., братья терпели страдания и заключение в тюрьме. Но для преподобных чужая страна стала ради Христа как бы отечеством, они всюду готовы были пострадать за Христовы иконы. Их исповедничество продолжалось при Михаиле II и особенно усилилось при императоре Феофиле. В его царствование преподобных братьев неоднократно вызывали в Константинополь и здесь подвергали лютым пыткам. Разъяренный иконоборец приказал раскаленными иглами нанести на их лица надписи – 12 бездарных стихотворных строк, в которых о святых исповедниках говорилось как о «сосудах суеверного заблуждения». Отсюда утвердившееся за святыми братьями наименование «Начертанных».
Перед пыткой святого Феодора городской епарх просил один лишь раз причаститься вместе с иконоборцами – за это им обещали свободу. Но святой мученик ответил: «Это все равно как бы вы сказали: «Мы только отрубим тебе голову, а потом иди куда хочешь»». После истязаний братьев отправили в ссылку.
В ссылке братья переписывались со святителем Мефодием, впоследствии патриархом Константинопольским, заключенным в гробовой пещере. Они писали ему: «Живому мертвецу и мертвому животворцу, живущему на земле и попирающему землю, пишут начертанные узники узнику». Мефодий отвечал: «Вписанных в книги небесные и мудро запечатанных по лицу приветствует соузников живопогребенный».
В 840 г. в Апамее Сирской преподобный Феодор скончался. Преподобный Феофан дожил до 842 г., когда при вдове Феофила Феодоре и его сыне Михаиле было восстановлено иконопочитание. Патриарх Мефодий поставил преподобного Феофана, освобожденного из ссылки, во епископа Никейского. Это было незадолго до кончины славного исповедника Христова.
Несмотря на то, что значительная часть жизни преподобного Феофана прошла в заточениях и ссылках, он оставил после себя большое число канонов. Его каноны есть во всех богослужебных книгах: в Октоихе, Минее, Постной и Цветной Триоди. Лучшими творениями преподобного исповедника признаются его канон на Торжество Православия, в котором он излил выстраданную радость о восстановлении иконопочитания, все каноны апостолам и каноны об усопших (из них наиболее известен канон шестого гласа, который поется на погребении).
Творения древних отцов порой кажутся нам не очень понятными, мы предпочитаем им незамысловатое творчество современников. Но не стоит забывать, что высокая мудрость древних не только дает нам информацию о священных событиях, но и позволяет прикоснуться к их личному переживанию веры. Святой песнотворец Феофан Начертанный писал многие свои каноны, находясь на грани жизни и смерти. Отсюда сдержанная простота, глубина и сила его молитвенных воздыханий. Отсюда и вечная ценность его творчества, происходящая не от красивого плетения словес и удачно выстроенных логических конструкций, а от глубокой мудрости сердца, купленной ценой подвига жизни.