Столп северного пустынничества прп. Нил Сорский принадлежит к числу великих отцов древней Русской Церкви и почитается как основатель первого в России скитского жития. Жизнь и учение прп. Нила Сорского неразрывно связаны между собой, и в своем единстве они являют один из выдающихся примеров православного подвижничества.
Прп. Нил Сорский, в миру Николай Майков, родился в 1433 г. Он происходил из боярского рода и до поступления в монастырь занимался списыванием книг, был «скорописцем». В двадцатилетнем возрасте Николай Майков принял монашеский постриг в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре. Иноческая жизнь в обители, как и во всех монастырях Белозерья, велась по строгим заветам прп. Кирилла Белозерского.
В начале иноческого пути прп. Нил побывал в Палестине, Константинополе, несколько лет прожил на Святой Горе Афон. В это время прп. Нил усердно изучал творения святых отцов-пустынников, уделяя особое внимание поучениям о борьбе со страстями и непрестанной молитве.
Вернувшись на родину, прп. Нил в 1486 г. в 15 верстах от Кирилло-Белозерского монастыря, на берегу реки Сорки основал первый в России скит. Вскоре рядом с прп. Нилом Сорским поселились и другие монахи, ставшие его учениками. Их прозвали «заволжскими старцами» или «нестяжателями». В возникшем монастырском поселении прп. Нил ввел не общежительный, а новый для Руси, скитский устав, по образцу афонских скитов.
Скитское житие
Святые Отцы разделяют монашеское жительство на три вида. Первый вид – общежитие, при котором несколько монахов (их число может быть разным) вместе живут, вместе совершают богослужения, а также совместно владеют общим имуществом. Второй вид –отшельничество – подразумевает одинокий подвиг инока. Третий вид – скитничество, при котором монах живет и молится совместно с двумя или тремя братьями. Этот последний вид монашеского жития, как бы средний между двумя первыми, прп. Нил называл «царским путем» и хотел осуществить в своем скиту.
Прп. Нил с глубоким уважением относился к афонскому подвижничеству, взял его за идеал и старался как можно точнее ему следовать. Перу прп. Нила Сорского принадлежат несколько произведений – «Предание», «Завещание», «Скитский устав». Все они показывают, что прп. Нил Сорский очень хорошо знал и глубоко понимал Евангелие и святоотеческие творения. Особое влияние на его миросозерцание оказали труды синайских и египетских иноков 3-7 вв., а также сочинения Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова и Григория Синаита. Из русских святых наибольшее влияние на прп. Нила оказал прп. Сергий Радонежский.
В своих произведениях он выступает как проповедник аскетического иноческого подвига. В основе скитского бытия «заволжских старцев» лежали следующие принципы: полное отречение от всего мирского, отказ даже от того, что может дать мир иноку. Количество проживавших совместно скитников тоже было ограниченным. Идеальным считалось проживать иноку с одним, в крайнем случае, с двумя братиями. В храм монахи собирались только по субботам, воскресеньям и праздникам, а в прочие дни каждый молился и трудился в своей келье.
Также важнейшим условием жизни «заволжских старцев» было «нестяжательство» т. е. нищелюбие, отказ от владения имуществом. Даже монастырские храмы, по мнению прп. Нила Сорского, не должны быть богатыми, ибо так завещали святые отцы и знаменитые иноки прошлого. Нестяжание и бедность, по убеждению прп. Нила, это идеал не только личной жизни инока, но и всей обители.
Иночество, по мнению прп. Нила, должно быть не телесным, а духовным; оно требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего, духовного самосовершенствования. Инок может и должен питать и поддерживать тело. Пост, по учению Нила, должен быть умеренным. Почва монашеских подвигов – не плоть, а мысль и сердце. Чтобы не поддаться искушениям инок должен непрестанно молиться Иисусовой молитвой.
Несмотря на любовь к уединенной жизни, прп. Нил Сорский, не остался безучастным при обсуждении двух важнейших вопросов церковной жизни своего времени: об отношении к «новгородским еретикам» и о монастырских имениях. Когда в Новгороде открылась ересь жидовствующих, прп. Нил Сорский присутствовал на соборе 1503 г., который осудил ересь.
Тогда же им было внесено в соборное обсуждение предложение освободить монастыри от управления вотчинами, т. е. населенными имениями. Вопрос этот поднял жаркие споры. Волоколамский игумен Иосиф и его последователи («иосифляне») защищали монастырские имения, приводя свидетельства прп. Феодосия, прп. Афанасия Афонского, которые владели селами для прокормления и возможности духовно-просветительской деятельности монастырей. А прп. Нил считал, что у монастырей не должно быть сел. Он требовал «чтобы жили бы монахи по пустыням, а кормились бы рукоделием». Собор 1553-1554 гг. осудил предложение Нила как чрезмерную крайность. Русская Православная Церковь впоследствии прославила обоих: прп. Нила и прп. Иосифа.
Скончался святой на 76-м году жизни 7 мая (20 мая по н.ст.) 1508 г. Избегая почестей и славы мира сего, он перед своей кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей, что, конечно, не было выполнено его учениками. В настоящее время монастырь пребывает в разорении, на его месте устроена психиатрическая лечебница, а мощи святого не обретены и находятся под спудом.
Житие прп. Нила Сорского оказало огромное влияние на духовное развитие русских людей в 16 в. Хотя по своей сути учение прп. Нила Сорского – это путь, изначально предназначенный для немногих. Но главное в житии прп. Нила – то, что он до смерти остался верен своему уставу, олицетворяя его в своей собственной жизни и подвигах.
Ольга Урядова