Пост как одно из действенных орудий борьбы со грехом и обретения добродетели является неотъемлемой частью христианской жизни. Об этом свидетельствует Слово Божие. Два библейских текста о посте комментируют, в свете церковного понимания, клирики Свято-Троицкого собора.
Иеродиакон Паисий (Шурухин):
И взял Господь Бог человека, (которого создал,) и поселил его в саду Едемском. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 15–17).
Эти слова из книги Бытия, с которой начинается всё библейское пове-ствование, свидетельствуют, что пост – установление не просто древнее, а древнейшее, начало его истории совпадает с началом истории человечества. Сотворив человека и поместив его в рай, Бог дал ему и нравственный закон жизни: первую (и в то время единственную) заповедь – послушания, она же заповедь поста, воздержания. «Законом для упражнения в свободе» назвал эту заповедь св. Григорий Богослов, т. к. она давала человеку возможность упражнять свою свободную волю в добровольном выборе и творении того, что богоугодно, и избегании того, что Богом запрещено. Испытания свободой наши предки не выдержали: по диавольскому соблазну и своей свободной воле они нарушили заповедь и были изгнаны из рая – потому что в раю нет места греху, неверности, непослушанию (напомню, что в грех, в христианском понимании, есть нарушение законов жизни, данных Богом). Последствия грехопадения были бедственными не только для прародителей, но и для всего человеческого рода: вместо блаженства рая Адам оставил в наследство потомкам греховное повреждение, смерть и тлен. «Заблуждением одного Адама заблудил весь род человеческий», – такими словами определил св. Иларий плачевный результат преслушания праотцев.
Еще в 17 в. до Рождества Христова пророк и Боговидец Моисей говорил о значении послушания в исполнении заповедей Божиих. Услышим его слова, сказанные почти 4 тыс. лет назад: Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего, ибо это не пустое для вас, но эта жизнь ваша… Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 32, 46–47; 30, 19). Кстати, этот великий пророк явил нам и великий образец постного подвига: 40 дней провел он в посте на горе Синай перед получением от Бога скрижалей с заповедями десятословия.
Этот пример не единственный: со времен Адама и Евы пост проходит через всю историю человечества. Свщ. Писание и Свщ. Предание Церкви говорят о посте как о необходимом законе христианской жизни. «Учебником» по совершению постного подвига можно назвать церковное богослужение, святоотеческие книги, жития святых всех веков христианства (конечно, при разумном подходе).
Св. Иоанн Златоуст, живший в 4 в., учит нас правильному прохожде-нию поста: «Нам следует так делать: не просто лишь проходить седмицы поста, а исследовать свою совесть, испытывать помыслы, и замечать, что мы успели сделать на этой неделе, что на другой… и от каких исправились мы страстей. Если мы не будем исправлять себя таким образом… то нам не будет никакой пользы от поста и воздержания…» Св. Иоанн указывает на необходимость наряду с постом для тела соблюдать пост для души: воздержанием от злых помыслов, дел, слов…
В связи с этим хочется сказать несколько слов об отношении постящегося человека к ближним. – Счастлив человек, у которого в семье единодушие и единомыслие в вопросах веры. К сожалению, не всегда так бывает. Если в семье существует разное отношение к посту или к вере в целом, это не должно стать причиной возникновения внутрисемейных конфликтов и разделений. Часто бывает, что, придя к пониманию необходимости поста, человек начинает видеть в лице невоцерковленных близких препятствие к исполнению постового подвига, и это приводит к недоразумениям. В этом случае верующий должен вспомнить слова Христа: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34). Всё Евангелие пронизано духом любви, не эгоистичной, но жертвенной, когда любящий душу свою полагает за любимых, по образу Христа, принявшего страдания и смерть за нас. В свете евангельской заповеди о любви, подвиг поста предстает не как цель, а как средство к достижению плодов духовных, о которых апостол говорит: плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Если же при совершении поста человек ожесточается против ближних, то пользы от поста он не получит. Не нужно ждать от невоцерковленных близких какого-то особенного к себе отношения, не нужно роптать на отсутствие постной кухни, а особенно – требовать подражания себе. Мы постимся для собственной пользы. И, как сказал св. авва Фалассий, «избегая чревоугодия, блюдись от человекоугодия, желтизну лица своего показать ухищряющегося». Если, постясь, мы не будем превозноситься и требовать, а станем кроткими и милостивыми, то, может быть, и наши непостящиеся близкие о чем-то задумаются. И еще – подумаем, почему именно в посты и праздники возникают ситуации, когда особенно хочется нам отстаивать свою «единственно правильную» точку зрения? Подумаем – и не будем ра-довать того, кто, по словам отцов, заботится о нашей погибели более, чем мы о своем спасении.
***
Священник Александр Степовик:
Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21, 34).
Часто Святые отцы под понятием «сердце» или «сердечное движение» имеют в виду душу человека или его внутренние душевные стремления. Внимательность к себе, к своей душе является одним из главных элементов духовной деятельности на пути добродетели.
Святые отцы говорили о том, что когда тело смиряется, душа окрыляется, и действительно, объядение и пьянство, потакание своему телу, приводят человека к духовной слепоте – человек теряет способность мыслить трезво, духовно. Ему труднее увидеть грань между хорошим и плохим. Воля такого человека постоянно порабощается плотскими желаниями, он видит окружающий мир сквозь призму своих страстей – искаженным и извращенным.
Смотрите же за собою… Это, наверное, один из основных моментов духовной деятельности. Прп. Антоний Великий, авва Исаия Египетский и другие святые мужи говорили о том, что начинать духовное делание нужно со внимания к самому себе; в наставлениях к своим ученикам они часто повторяли «внемлите себе»; внимание к своей душе, попытки разобраться в ее желаниях и стремлениях открывают перед человеком целый мир.
Зная об этом, святые отцы полагают пост одной из основ для возрастания души человека. Он дает возможность душе господствовать над телом. В творениях свт. Василия Великого есть такие слова: «Воздержание от пищи… употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь, потому что оно чрез изнурение плоти устрояет освящение». Господство души дает ей возможность, не отягощаясь узами тела, общаться с Творцом искренне и нерассеянно.
***
Из книги «Троицкие цветки с луга духовного»
…Архимандрит Кронид (Любимов) поведал о себе: «Проезжая однажды через Москву на родину, я остановился у своего дяди, помощника начальника Николаевского вокзала, который вел светский образ жизни. Он ни в среду, ни в пяток пост не соблюдал. Бывая в семье дяди, я, садясь за стол и зная, что этот день среда или пятница, всё же вкушал молоко или яйца. В моем сознании тогда обычно возникала мысль: «Что я за человек, чтобы для меня специально приготовляли пищу отдельно». Потому я ел всё, что мне предлагали. За год до своего пострижения в монашество вижу как-то раз сон. Будто бы я стою в каком-то храме. Храм необычен, как бы небесной красоты, и весьма обширен. Сзади правого клироса вижу икону больших размеров с изображением Богоматери и Предвечного Младенца на Ее руках. Божия Матерь была изображена в рост человека, в короне. Черты Ее напоминали изображение на Черниговской иконе Божией Матери. Видя чудный лик Богоматери и поражаясь Ее красотой, я преклонил свои грешные колена перед святым образом и стал просить милости и предстательства Ее перед Господом. К моему ужасу, я увидел, что Матерь Божия отворачивает от меня Свой лик. Тогда я в страхе и трепете воскликнул: «Матерь Божия, Матерь Божия… что Ты отвращаешь Свой Божественный лик от меня, недостойного!» И слышу Ее ответ: «Ты в среду и пяток позволяешь себе вкушать скоромную пищу и не почитаешь страданий Сына Моего. Этим оскорбляешь Его и Меня». На этом видение закончилось. Но оно было уроком для всей моей души на всю последующую жизнь».