На протяжении многих веков русские люди жили по церковному календарю. Основными событиями в году становились великие христианские праздники, весь цикл сельскохозяйственных работ приурочивался к памяти тех или иных святых. И потому до нашего времени сохранились для некоторых праздников вторые, народные названия, прочно укоренившиеся в сознании людей. О том, в чем истинное содержание православного торжества и какие недоразумения возникают по этому поводу, расскажем в нашей статье.
В августе Православная Церковь отмечает три праздника, связанных с прославлением Спасителя: происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Преображение Господне и Перенесение нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа из Едессы в Константинополь.
14 ( 1 ) августа
В этот день установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, а также изнесение честных древ Животворящего Креста Господня.
Празднество Животворящему Кресту Господню берет свои истоки в IX веке в Византии. В это время там свирепствовали смертоносные эпидемии. Для их прекращения в Константинополе был установлен обычай износить в первый день августа (по старому стилю) честное Древо Креста и с молитвенным пением носить его по улицам.
Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице началось на Руси во время правления святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Оно было установлено по взаимному соглашению великого князя с греческим императором Мануилом в честь чудесных знамений от икон Пресвятой Богородицы и Спасителя и дарования победы: Мануилу – над сарацинами, святому Андрею Боголюбскому – над волжскими болгарами.
Издавна на Руси в это время пасечники качали первый мед и несли в церковь для освящения. Потому этот праздник и получил свое второе народное название – «Медовый Спас».
19 ( 6 ) августа
Церковь молитвенно вспоминает событие евангельской истории – Преображение Господа нашего Иисуса Христа. На пути в Иерусалим Господь вместе с ближайшими учениками Петром, Иаковом и Иоанном поднялся на гору Фавор. Здесь ученики увидели Его в нетварном сиянии Божественной славы: лик Его просиял как солнце, одежды сделались белыми и блистающими. Таким образом, Господь укрепил апостолов, дабы в дни грядущих испытаний вера их не оскудела.
К празднику Преображения созревал виноград – плод, использующийся для совершения Таинства Евхаристии, поэтому в этот день в храмах совершалось его освящение. А так как на Руси виноград не выращивался, то вместо него освящались яблоки и другие плоды. В результате праздник Преображения Господня получил в народе название «Яблочный спас».
29 ( 16 ) августа
В этот день Церковь прославляет событие перенесения Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа из Едессы в Константинополь. По преданию во время земной жизни Спасителя был болен проказой царь Авгарь, живший в городе Едессе. Услышав о проповеди Христа, он послал художника написать для него Лик Спасителя. Но Христос был окружен толпой народа, к тому же лик Его было сложно запечатлеть. И тогда Спаситель взял у художника плат, приложил его к Своему Лику. И Лик отпечатался на плате. Так появилась первая, нерукотворная икона Христа.
В народе этот праздник получил название «Хлебный» или «Ореховый Спас», так как именно в это время крестьяне собирали новый урожай хлеба и орехов.
Главное и второстепенное
Обычай приносить в храм плоды для освящения берет свое начало в глубокой древности. Уже сыновья Адама приносят Богу плоды своих рук. В Ветхозаветной Церкви народу израильскому законом предписывалось посвящать Богу начатки всех плодов земных, которые затем раздавались священнослужителям. В первохристианские времена существовала традиция собираться на вечери любви – агапы. На них верующие также приносили плоды для освящения и совместных трапез.
Благочестивая традиция приносить в храм плоды для освящения сохранилась до наших дней. Церковь в соборной молитве освящает все стороны жизни человека. Но, к сожалению, в наше время многие люди забывают христианский смысл отмечаемого события, оставляя в памяти лишь народные названия, приметы, а порой и суеверия, устремляя все интересы лишь на освящении плодов. Такое положение, конечно, объяснимо, так как человеку свойственно познавать духовные предметы через видимые материальные, но они даны для поддержания нашей веры, поэтому ограничиваться лишь ими для христианина неприемлемо.
Не только люди, которые редко заходят в храм, но и средства массовой информации повышенное внимание уделяют не событиям Священной Истории, а приметам народного сельскохозяйственного календаря, как будто для городского жителя очень актуально узнать, когда крестьяне в прошлом веке выгоняли скот или начинали жать рожь. И в храме, и за его пределами главное подменяется второстепенным, внешняя обрядовая сторона заслоняет истинный смысл христианского праздника, молитва, исповедь и причастие отходят на второй план, уступая место освящению плодов.
Такое положение является следствием расцерковленности русского народа, отсутствия знаний основ своей веры. И потому каждый христианин должен вникать в истинную суть православных торжеств, по возможности объясняя его своим друзьям и знакомым и стараться свою жизнь наполнить духовным смыслом.
Юлия Морозова