В начале 19 в. на свечнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь послал земле нашей великого подвижника, молитвенника и чудотворца – преподобного Серафима Саровского. Преподобный Серафим совершает всю полноту отшельнического подвига (пустынножительство, постничество, столпничество, молчание, затворничество) и высший монашеский подвиг – старчество.
В 1778 г. Прохор Мошнин пришел в Саровскую обитель. По примеру других монахов, уходивших в лес для молитвы, послушник в свободное время тоже стал уходить в лес – творить Иисусову молитву.
Вскоре тяжело заболел. Без ропота переносил страдания, отказавшись от врача, положившись на волю Божию. Однажды в видении ему явилась Матерь Божия и произнесла, указывая на больного: «Сей – от рода нашего» – и исцелила его.
Через восемь лет послушания Прохор принимает иноческий постриг с именем Серафим. Через год посвящен в сан иеродиакона.
Неоднократно преподобный во время служб видел святых Ангелов, сослуживших братии. А во время Божественной литургии однажды увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма; дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вошел в образ справа от царских врат. Преподобный замер в духовном восторге; его увели в алтарь, где он простоял еще три часа. После видения он усилил подвиги: днем трудился в обители, а ночью молился в лесной пустынной келии.
В 1793 г. (39-ти лет) преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха, служил в храме.
После смерти настоятеля о. Пахомия, имея его предсмертное благословение, преподобный уходит в пустынную келию в лесу, в нескольких километрах от монастыря, куда он по субботам приходит ко всенощной, а после Литургии, причастившись Святых Таин, возвращался к себе в келию. Молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей. В течение недели прочитывал весь Новый Завет. Читал святоотеческие и богослужебные книги.
Преподобный Серафим держал очень строгий пост, а в среду и пятницу совсем не принимал пищу. Около трех лет преподобный питался одной лишь травой, растущей вокруг его келии.
Кроме братии, за советом и благословением к нему стали приходить и миряне. По благословению настоятеля преподобный уходит в затвор. И только птицы и звери навещали его…
Враг рода человеческого посылает ему страшные видения и телесные страдания, которые отшельник превозмогает молитвой и силой Животворящего Креста. Кроме того преподобный усилил свои труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь, в мороз, дождь и зной, он молился на огромном камне в лесу. Днем он молился в келии, тоже на камне, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления скудной пищей.
И новое испытание пережил преподобный – нападение разбойников. Он даже не пытался защищаться. Смертельно избитый, едва добравшись до обители, пролежал там восемь суток, страдая от ран… И опять Матерь Божия исцелила его. Через пять месяцев он вернулся в свою пустыньку. Навсегда остался согбенным, ходил, опираясь на посох. Обидчиков своих простил.
После смерти настоятеля преподобный Серафим взял на себя подвиг молчальничества. В безмолвии провел он три года, перестав даже посещать обитель по воскресным дням.
Плодом молчания стало для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник впоследствии говорил одному из монахов: «…Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».
Из-за долгих ночей и дней молитвенного стояния на камне преподобный стал немощным, особенно пострадали ноги, и он уже не мог ходить в обитель для принятия Святых Таин. После 16-тилетнего пребывания в пустыньке преподобный Серафим вернулся в монастырь. Там, не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор (на 10 лет). В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога прозорливости и чудотворения.
В 1925 г. в видении преподобному явилась Божия Матерь и повелела ему наставлять, утешать и исцелять людей. Так преподобный Серафим принимает на себя высший монашеский подвиг – старчества.
Что такое старчество? Это особый институт духовного наставничества, сложившийся в Православной Церкви с древнейших времен, прежде всего в монашеской среде. Как говорит один из современных подвижников благочестия – старец Лука из афонского монастыря Филофей, «тот, кто оставляет мир, чтобы стать монахом, покидает мир не потому, что ненавидит и отвращается от него. Он покидает грех и зло мира. И насколько он отдаляется от мира и исцеляется с помощью благодати Божией, тогда, насколько он исцеляется, настолько понимает, как страждет мир. И насколько он облегчается от тяжести грехов, настолько любовь Христова, входящая в него, открывает ему сердце для того, чтобы он принимал грехи других, чтобы он отдавал самого себя». Старец тот, кто достиг высот евангельского совершенства: молитвы, смирения, веры, любви.
Протоиерей Сергий Булгаков писал: «Накануне величайшего поругания образа Божия в человеке и величайшего насилия и глумления над человеческой личностью, восславил человека Преподобный, он озолотил его лучами любви своей и как бы благословил на грядущие события. И сам он стал для русских людей “радость наша”, ибо радостно загорается сердце при мысли о старце, “убогом Серафиме”, в белой одежде, с крестом на персях и десницей, прижатой к сердцу…»
Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с изумлением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «Радость моя, сокровище мое».
Среди многих и многих людей, так чудесно и благодатно встретившихся с великим старцем, хочется вспомнить несколько имен.
В 1823 г. преподобный Серафим чудесно исцелил тяжелобольного помещика М. В. Мантурова (ставшего впоследствии его учеником). В 1831 г. Саровский чудотворец исцеляет симбирского помещика и благодетеля Дивеевского монастыря, Н. А. Мотовилова, который запишет свою беседу с о. Серафимом «О цели христианской жизни» (духовное завещание преподобного Серафима). Незадолго до смерти преподобный Серафим написал и оставил Мотовилову пророческое письмо для Николая II (жена Мотовилова, Елена, передала его государю)…
В лице преподобного Серафима явился нам новый проповедник святой нашей веры, новый образец для подражания, новый помощник во всех наших нуждах.
Преосвященный Иннокентий Херсонский говорил: «Всякий раз, когда является на землю новый чудотворец, отверзается Небо, видно бывает престол Божий и слышен глас сидящего на нем ко всем земнородным: “… вы как находитесь во тьме и сени смертной, забываете о небесных обителях, для вас уготованных. Воззрите на собрата вашего. Путем веры и святых подвигов он пришел от вас в недра вечного покоя, но Я паки посылаю его к вам, да будет вашим руководителем, хранителем и помощником. Идите по стопам собрата вашего. Кто и сколько может. И вы, подобно ему, придите ко Мне, и Аз упокою вы…”»
В статье протоиерея Георгия Флоровского «Подвиг и радость» читаем: «Старец немощный и претрудный, “убогий Серафим” с неожиданным дерзновением свидетельствует о тайнах Духа: “Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего”. И нет других целей и быть не может, всё другое должно быть только средством». «Смысл и исполнение христианской жизни в том, – продолжает Флоровский, – что Дух является в душе человеческой и претворяется в “храм Божества, в пресветлый чертог радования” Дух подается, но и взыскуется. Требуется подвиг, стяжание. И подаваемая благодать открывается в некоем неизреченном свете».
Преподобный Серафим близок человеку по своему серафимовскому духу, по своей пасхальной радости и приветливости, а также ободряющему и жизнеутверждающему наставлению: «Нет нам дороги, чтобы унывать. Радость моя, Христос Воскресе!»
Он указал нам всем путь к духовным высотам, к тем, которые полностью меняют нашу жизнь, наш внутренний мир. Цель предельно ясна: стяжание, получение даров Святого Духа. И это с помощью Божией доступно каждому ищущему спасения.
Подготовила Варвара Проценко