Объединение Церквей не только вернуло возможность вместе молиться людям, разделенным политическими катастрофами 20 в. Оно открыло для нас многих замечательных подвижников, об одном из которых пойдет сегодня рассказ.
Святитель Иоанн Шанхайский родился в Харьковской губернии 4 июля 1896 г. в семье благочестивых дворян Бориса и Глафиры Максимовичей. При Святом Крещении он получил имя Михаил в честь Михаила Архангела. Мальчик с ранних лет отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы и церковные книги, более всего любил читать жития святых. В детских играх игрушечных солдатиков он превращал в монахов, а крепости – в монастыри. С юных лет в Михаиле было стремление к святости, такое же, как у его дальнего родственника – выдающегося сибирского миссионера свт. Иоанна, митрополита Тобольского. Праведная жизнь ребенка впечатлила его гувернантку-католичку, принявшую Православие.
В 1914 г. Михаил окончил Полтавский Кадетский Корпус и поступил в Харьковский Императорский Университет на юридический факультет. Учился он превосходно, но много времени уделял изучению житий святых и духовной литературе. В усыпальнице харьковского собора почивали мощи чудотворца архиепископа Мелетия (Леонтовича), который проводил ночи в молитве, стоя с поднятыми руками. Михаил полюбил этого святого и начал ему подражать в подвиге ночного бодрствования. В годы учения на него особенно сильное влияние оказал митрополит Антоний (Храповицкий), ставший его духовным наставником.
Трагедия 1917–1918 гг. окончательно убедила Михаила в слабости человеческой, в непрочности всего земного. Он решил отречься от мира и посвятить себя служению Богу. В конце гражданской войны семья Михаила эвакуировалась в Югославию, где юноша поступил на богословский факультет Белградского университета, который окончил в 1925 г., а в 1926 г. митрополит Антоний постриг Михаила в монашество с именем Иоанн (в честь свт. Иоанна Тобольского) и вскоре посвятил в иеродиакона, а затем в иеромонаха. В 1929 г. он начал преподавать в сербской гимназии и завоевал любовь учащихся. Святитель Николай Сербский говорил о молодом иеромонахе: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». Как и праведный Иоанн Кронштадтский, отец Иоанн ежедневно служил Литургию.
Вскоре отец Иоанн был хиротонисан во епископа Шанхайского, викария Пекинского, и отбыл к своей пастве. Владыка Антоний, в письме епископу Хайларскому Димитрию, так писал об отце Иоанне: «Как мою душу, как мое сердце, посылаю к Вам Владыку епископа Иоанна. Этот маленький, слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости в наше время всеобщего духовного расслабления».
Новый епископ прибыл на свою кафедру в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и с ревностью взялся за восстановление церковного единства, установив связь с местными православными сербами, греками и украинцами. В это же время владыка занялся построением огромного собора в честь иконы Богоматери «Споручница грешных», приходского дома и колокольни. Обладая неиссякаемой энергией, Владыка Иоанн был вдохновителем построения храмов, госпиталей и приютов и принимал самое живое участие во многих общественных начинаниях русского Шанхая.
Организованный им приют был населен брошенными детьми, которых он сам бесстрашно собирал с улиц и трущоб Шанхая. Владыка всегда интересовался ими. Тело этого аскета было, как высохшая кора дерева, но каждый, кто встречался с ним взглядом, ощущал себя самым любимым существом на земле. Дети, несмотря на обычную строгость Владыки, были ему абсолютно преданы, а сам святитель подвизался за них перед Господом. Так, когда во время войны в приюте не хватило продуктов для питания детей, владыка молился всю ночь, а утром – звонок: прибыл представитель какой-то организации с крупным пожертвованием для приюта.
Как и прежде, святитель укреплялся и просвещал паству ежедневным совершением Божественной литургии. Владыка был очень строг в алтаре, требовал точного знания и следования правилам, запрещал любые разговоры во время службы и очень часто оставался в храме долгое время после богослужения. Затем он ежедневно посещал больных, принимая исповедь и приобщая их Святых Таин. Если состояние больного становилось критическим, владыка приходил к нему в любой час и долго молился у постели. Известно много случаев исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна, его негаданных явлений в самый нужный момент. Посещал святитель и заключенных в тюрьмах, и душевнобольных в госпитале для умалишенных.
Однажды Владыку Иоанна пригласили причастить умирающего в русской больнице в Шанхае. Владыка взял с собой священника. Прибыв в больницу, он увидел жизнерадостного 20-летнего юношу, играющего на гармошке. Его должны были выписать из больницы на следующий день. Владыка Иоанн подозвал его со словами: «Хочу сейчас тебя причастить». Молодой человек исповедался и причастился. Изумленный священник спросил Владыку, почему он не пошел к умирающему, а задержался со здоровым человеком. Владыка ответил: «Он умрет сегодня ночью, а тот, который тяжело болен, будет жить еще много лет». Так и произошло.
Строжайшая аскетическая жизнь Владыки выражалась не только в постничестве (он принимал пищу лишь раз в день, а в посты питался только просфорой) и лишении сна. Чтобы избежать мирской славы и внимания, Владыка усвоил черты юродства, в котором еще ярче просиял его подвиг. Так, святитель Иоанн всюду ходил или босяком, или в одних сандалиях, даже зимой. Свою рясу он донашивал до такой ветхости, что та была похожа больше на одежду нищего.
С приходом к власти коммунистов русские из Китая бежали на Филиппинские острова. Пять тысяч беженцев находились на острове Тубабао. Владыка ежедневно обходил остров, ограждая его от сезонных тайфунов своими молитвами и крестным знамением. По ходатайству Владыки в Вашингтоне изменили закон о русских беженцах, благодаря чему многие были допущены в США.
В 1951 г. Владыка возглавил Западно-Европейскую епархию с кафедрой в Париже, где приложил большие усилия, чтобы присоединить к Зарубежной Церкви приходы Французской Православной Церкви, и помог создать Голландскую Православную Церковь. По его инициативе Синод вынес резолюцию о почитании ряда святых, живших на Западе до разделения Церквей в 1054 г. Свое отношение к Русской Православной Церкви он определял так: «Я каждый день на проскомидии поминаю Патриарха Алексия… В силу обстоятельств мы оказались отрезаны, но литургически мы едины».
Сохранился рассказ о том, как в Париже католический священник говорил своей пастве, что и в современном мире есть чудеса и святые, доказательством чего является ходящий по парижским улицам русский святой Иоанн Босой — он имел в виду Владыку Иоанна. Жители почитали владыку как бессребреника-целителя и звали его к одру тяжелобольных, независимо от вероисповедания страждущего, потому что, когда молился Владыка Иоанн, Бог был милостив. Так, в парижском госпитале лежала одна православная, стеснявшаяся прибытия к ней оборванного и босого епископа. Но когда тот преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».
На закате своих дней Владыке Иоанну выпало претерпеть многие скорби, которые застали его в Брюсселе: из Сан-Франциско к нему доходили печальные вести от его духовных чад, что в их приходе начались разногласия. В отсутствие архиепископа Тихона сооружение собора было приостановлено, и ссора парализовала общину. В ответ на настойчивую просьбу тысяч русских прихожан в Сан-Франциско Синод назначил архиепископа Иоанна на Сан-Францисскую кафедру для восстановления мира и окончания постройки собора. Под руководством Владыки мир восстановился, величественный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» достроили и украсили золотыми куполами. Воздвижение крестов в 1964 г. было победным событием в жизни Владыки Иоанна. Но ему много пришлось кротко и молчаливо терпеть, даже появиться в американском гражданском суде и давать ответ на нелепые обвинения.
Владыка Иоанн предвидел время и место своей кончины. 2 июля 1966 г., в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения города Сиэтлла с чудотворной иконой Божией Матери Курской-Коренной отошел ко Господу великий праведник. Скорбь переполнила сердца многих людей во всем мире, любивших великого архипастыря. После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: “Иди теперь спать. То, о чем ты молишься, получишь”».
Отпевание Владыки возглавил митрополит Филарет. Шесть дней лежал владыка в гробу, но, несмотря на жару, никакого запаха тления не ощущалось, а рука его оставалась мягкой. Очевидцы отмечали, что казалось, будто они присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного святого.
Святитель был погребен в усыпальнице под высторенным им собором. Вскоре здесь стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах. В 1994 г. мощи владыки обнаружили нетленными. 2 июля 1994 г. Русская Православная Церковь Заграницей причислила к лику святых дивного угодника Божия 20 в. святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца. Его общецерковное прославление в Русской Православной Церкви совершилось решением Архиерейского Собора от 24 июня 2008 г.
Петр Махлай