Мало кто из нас, желая узнать день праздника Пасхи в том или ином году и открывая для этого церковный календарь, задумывается, откуда появилась эта дата. Наша пасхалия кажется настолько само собой разумеющейся, что мы не часто задаемся вопросом о том, как она возникла и развивалась.
Пасхалия – это система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия).
Праздник Пасхи Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от рабства египетского (Исх. 12). У древних евреев Пасха праздновалась с 14 на 15 нисана, что соответствует началу нашего марта. Так праздновалась она и во время земной жизни Христа. В Новом Завете нет указаний на дату Воскресения Христова. Поэтому для нужд пасхалии составлялись специальные лунно-солнечные календари, которые ни для каких других целей не применялись.
Год Прощеное воскресение Пасха 2009 1 марта 19 апреля 2010 14 февраля 4 апреля 2011 6 марта 24 апреля 2012 26 февраля 15 апреля 2013 17 марта 5 мая 2014 2 марта 20 апреля 2015 22 февраля 12 апреля 2016 13 марта 1 мая 2017 26 февраля 16 апреля 2018 18 февраля 8 апреля 2019 10 марта 28 апреля 2020 1 марта 19 апреля
В Древней Церкви этот праздник совершался не везде в одно и то же время. Разногласия в праздновании христианской Пасхи среди Поместных Церквей, которые вызывали так называемые пасхальные споры, прекратились только после Первого Вселенского Собора, который состоялся в 325 году в Никее. Согласно его постановлению, Пасха Христова празднуется в первый воскресный день, следующий за весенним полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после него, но не ранее весеннего равноденствия. Таким образом, дата празднования Пасхи каждый год меняется.
Что касается часов празднования, то в Риме пасхальные празднования начинались в полночь наступающей Пасхи, некоторые же из восточных христиан считали, что Пасха приходит с рассветом. Шестой Вселенский Собор постановил начинать празднование «в средние часы ночи», то есть между полуночью и рассветом. Этот обычай сохраняется до сих пор.
Каноны Православной Церкви содержат два важных правила: не праздновать Пасху с иудеями и не праздновать ее ранее весеннего равноденствия. Хотя, надо отметить, в 7-м правиле Антиохийского Собора неявно содержится еще одно: нельзя отделяться («особитися») от общепринятой пасхалии. И сегодня светлый праздник Святой Пасхи весь православный мир совершает в одно и то же воскресенье по старому стилю.
Чего нельзя сказать о католиках, которые отказались в шестнадцатом веке от юлианского календаря и ввели новый, григорианский. Поэтому в настоящее время дни празднования Пасхи в Католической и Православной Церкви почти всегда не совпадают.
Вечность и земное время
В истории известны три крупные календарные реформы, целью которых было, с одной стороны, сделать летоисчисление простым, а с другой – точным. Самым простым и ясным был египетский (александрийский) календарь – в году всегда было 365 дней, но он был не совсем точным. Такая календарная система была неудобна, поэтому римский император Юлий Цезарь по предложению ученого Созигена произвел реформу календаря, введя в употребление 1 января 45 г. до Р. Х. новый, юлианский календарь. В нем использовалась система високосных дней, добавляемых каждые 4 года. Но вскоре было отмечено, что дата весеннего равноденствия постепенно смещалась на более ранние даты. Поэтому в 1582 г. папа Григорий XIII ввел новый календарь, который и получил название григорианского.
Православная Церковь не признала эти реформы, а соответственно, и григорианский календарь. Как отмечает архимандрит Тихон (Шевкунов): «Для того, чтобы соотнести понятия Вечности и времени, Духа и материи, надо, чтобы их объединяло что-то или Кто-то. В этой таинственной точке пересечения перед нами на Кресте предстает Богочеловек, Иисус Христос. Надо понять, что именно Христос, Его жизнь лежит в основе христианского времяисчисления. Юлианский календарь одни ученые называют более точным, чем позднейший григорианский, другие — менее точным, но именно он был в дни жизни Христа Спасителя. И, естественно, он взят за основу церковного календаря».
Ольга Шмелева