В октябре 2016 г. в Свято-Троицком соборе начались занятия по чтению на церковнославянском языке. Ведет занятия помощник благочинного Троицкого благочиния по религиозному образованию и катехизации Оскома Антон Сергеевич. Его мы попросили ответить на наши вопросы.– Как появилась группа по изучению церковнославянского языка?
– Группа по изучению церковнославянского языка появилась благодаря инициативе ключаря собора иерея Николая Генсицкого. Занятия дают возможность более углубленного и внимательного изучения как непосредственно Устава служб, так и практики чтения. Это полезно прежде всего потому, что верующему человеку важно понимание православного богослужения, его последовательности и смысла.
– Как проходят занятия? Что предполагаете изучить? И чему научить?
– Поскольку приоритетом в наших занятиях является все-таки именно практика чтения, то в соответствии с этим и строятся наши занятия. Сначала каждый из пришедших на занятие читает вслух определенный отрывок из какой-либо богослужебной книги (например, из Часослова), а преподаватель исправляет допущенные в процессе чтения ошибки. Кроме того, попутно дается объяснение тех или иных непонятных моментов в тексте. В целом, занятия проходят в живой, активной обстановке, где каждый может выразить свою точку зрения по определенному вопросу или же задать свой вопрос.
– Вы преподаете не только во взрослой группе в Троицком соборе, но и у детей в Русской православной гимназии имени прп. Сергия Радонежского. Существуют ли особенности обучения в каждой из групп?
– Отличия, конечно, существуют. Прежде всего, в подходе, а точнее – в целях занятий. Со взрослыми проводятся занятия прежде всего для того, чтобы человек мог свободно ориентироваться в богослужении, понимал его строй и назначение каждого конкретного молитвословия. В идеале – помочь человеку стать «профессиональным чтецом» на клиросе, т.е. фактически уставщиком. С детьми всё обстоит несколько иначе, здесь занятия носят главным образом ознакомительный характер. Задача наших с ними встреч, прежде всего, – знакомство с церковнославянским языком в общих чертах, начиная с базиса – алфавита.
– Как заинтересовать детей изучением церковнославянского языка? Как Вы строите урок?
– Чтобы детям было интересно, нужно, чтобы уроки не были скучными, не переходили в рутинное чтение лекции, в объяснение положенного материала. Необходимо, чтобы дети сами непосредственно участвовали в ходе занятия, – нужна «ответная реакция» аудитории. Ведь ребята еще совсем юные, поэтому банальный монолог преподавателя восприниматься будет тяжелее, чем живое общение по теме (если вообще будет восприниматься). Можно, конечно, построить урок именно в лекционной форме, с вопросами и ответами, письменными работами, оценками, но считаю данный вариант непродуктивным, да и неинтересным для самих ребят. А как следствие – восприятие и усвоение материала будет не таким качественным и доступным.
Построение урока происходит следующим образом. Естественно, каждое занятие начинается и заканчивается молитвой. Затем мы переходим к проверке домашнего задания, если таковое было. Помимо непосредственно практической части занятия, попутно рассказывается и об истории церковнославянского языка, его историческом значении и других сопутствующих моментах, с использованием наглядных пособий или презентаций. В оставшееся же время мы занимаемся чтением богослужебных текстов.
– А чем заинтересовать взрослого человека?
– С взрослыми дело обстоит похожим образом. Пришли, почитали, исправили ошибки, ушли – так дело не пойдет. Как и в случае с детской группой, нужна заинтересованность аудитории, нужна та же «ответная реакция». Именно поэтому занятия проходят в форме диалога. Учитывается и возраст. Одна группа интересов у ребенка, а совсем другая, не похожая, уже у взрослого человека. Сообразуясь с этим, с учетом соответствующих иных особенностей строится урок со взрослыми.
Занятия со взрослыми проводятся по вторникам в 17.30 в здании воскресной школы собора. Приглашаются все желающие.
Беседовала Ольга Урядова