Сюжет иконописных изображений Троицы основан на библейском повествовании о том, как столетнему старцу Аврааму и его супруге Сарре явились под видом путников три ангела, и как один из них предсказал супругам рождение сына. Этими ангелами были лица Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. На иконе они изображаются с крыльями и посохами, восседающими вокруг стола, на котором стоит угощение. Вокруг них изображаются подробности: Авраам и Сарра, их палаты, иногда слуги, закалывающие тельца, Мамврийский дуб, под сенью которого расположились путники, скала. До 15 в. иконография Ветхозаветной Троицы была чаще всего обстоятельным рассказом с описанием подробностей. Преподобный Андрей Рублев раскрыл другой смысл иконы.
Имя преподобного Андрея Рублева связано с московской иконописно школой. Среди его заказчиков были сыновья святого благоверного князя Дмитрия Донского, а также ученики и последователи преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевской лавры. Жизнь святого Сергия была идеалом для современников Рублева. В укладе Троицкого монастыря воплощались идеи братства, любви, духовного единения в Боге. Преподобный Сергий поддерживал политику Дмитрия Донского, направленную на объединение разрозненных княжеств и борьбу с золотоордынским игом.
В житии преподобного Никона, второго игумена монастыря, упоминается, что Рублев написал «Троицу» в похвалу Сергию Радонежскому. Если Сергий предпочитал в жизни не слово, а дело, то Рублев – образ, а не слово. В «Троице» Рублева фигуры Авраама и Сарры впервые не написаны сознательно, с целью по-особому истолковать предание. В иконе представлены не явление Троицы Аврааму или его гостеприимство, а выражена философская идея единства и нерасторжимости трех лиц Троицы. И рублевские краски раскрывают догмат Божественной Троицы нагляднее и убедительнее богословских рассуждений. Бесконечная любовь пронизывает, объединяет всех лиц нераздельной и неслиянной Троицы, делая и нас сопричастниками горней любви.
Мало кто помнит важность того, что создание «Троицы» выражало и богословский канон. В 14-15 вв., когда на Руси оживились ереси, в них занял свое место и вопрос об иконах Троицы. Новгородские еретики полагали, что писать на иконах «святую и единосущную» Троицу «не подобает», потому что Авраам видел не Троицу, а Бога с двумя ангелами. Другие вообще отрицали троичность божества (антитринитарии). В русском искусстве до Рублева существовала как раз та точка зрения, согласно которой Авраам угощал Бога и двух ангелов. Христос олицетворялся в центральном ангеле, что отмечалось либо крестчатым нимбом, либо более крупным размером фигуры, либо широко раскинутыми крыльями, либо поучительным свитком в руке.
И только в иконе, написанной Рублевым, мы впервые наблюдаем равное значение ангелов. Лишь эта икона отвечала учению о Троице. Более того, она проповедовала. В отличие от жестких наказаний еретиков, в иконе Рублева мы видим особую форму борьбы с антитринитариями –попытка не силой одолеть отрицающих Троицу, а мягко, с любовью привести их самих к пониманию догматического смысла иконы.
Разные исследователи по-разному трактуют месторасположение лиц Святой Троицы. Для чуткого верующего человека эти головоломки смешны и нарушают главный смысл иконы – единение в любви. В иконе ощутим безмолвный диалог: Отец благословляет искупительную жертву Сына, Сын соглашается с волей Отца, Утешитель присутствует как вечно юное, неумирающее начало, как символ грядущего воскресения. Чаша на столе становится евхаристическим символом, телец в ней – прообраз новозаветного Агнца.
Но «Троица» не только образ триипостасного Бога и символ евхаристии, она также всеобъемлющий символ единства.
В 14 в. лучшие люди понимали, что феодальные распри ослабляют Русь и делают ее легкой добычей врага. Церковь помогала своим чадам назиданием. В Троице как нераздельной осуждались усобицы и требовалось собирание, а в Троице как неслиянной осуждалось иго и требовалось освобождение. Вот почему преподобный Сергий Радонежский, посвятив основанный им монастырь Троице, не ограничивался молитвами в келье, а всей жизнью способствовал прекращению усобиц. Епифаний, биограф, писал, что святой Сергий основал Троицкий монастырь для того, чтобы «воззрением на Святую Троицу побеждался ненавистный страх розни сего мира». Преподобный Андрей Рублев, духовный наследник преподобного Сергия, воплотил мысль о необходимости и благотворности любви, наполняющей Троицу. «Троица это любовь», «Сын любит Отца, Отец любит Сына», «Любовь Отца небесного через Сына простирается миру»… Но к этой любви примешивается тень смерти, очищающая чувство от его земной оболочки. И уже не душа, а дух наполняет любовь Троицы. Земная жизнь, телесность форм отступают, но ангелы не становятся холодными, недосягаемыми для нас в своем совершенстве. Преподобный Андрей Рублев нашел равновесие души и духа, плоти и света, чувства и мысли, страдания и бесстрастности. Созерцательность и лиричность ангелов соединяется с твердостью и надежностью («сочетание душевной кротости с крепостью»). И в силу этой удивительной многоплановости «Троица» Рублева одинаково привлекает и богослова, и обыкновенного человека, который ищет в ней утешительный образец при устроении собственной жизни.
«Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от «Троицы» Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь – более небесную, чем само земное небо, да эту воистину пренебесную лазурь, несказанную мечту, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безгласности, эту бесконечную друг перед другом покорность – мы считаем творческим содержанием «Троицы».
П.А. Флоренский.
«Это – та самая мысль, которая руководила св. Сергием, когда он поставил собор Св. Троицы в лесной пустыне, где выли волки. Он молился, чтобы этот зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Совете живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России».
Е.Н. Трубецкой.
По книге Г. Вздорнова «Троица Андрея Рублева. Антология». Подготовила Анна Гладкая