Круг лета (времени) спокойно и неумолимо Божиим велением идет по жизни, и яркой звездой вспыхивают в нем напоминания о Божественной любви – праздники Господни. И ныне Рождество Христово!
Придем же ныне все и склонимся к смиренным яслям, осиянным Божественной славой, ибо Младенец Христос здесь начинает Свой Крестный путь по лицу земли. Склонимся, ибо здесь начало нашего спасения, начало нашей вечности. Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14, 6) – Христос Бог явился в мир. И мир Свой принес Богомладенец на землю, и Божий мир даровал людям Христос Спаситель подвигом краткой земной жизни Своей. Но подвигом веры нашей входит в жизнь нашу этот Божий мир – Божественная любовь и Божественное милосердие. И не потому ли, что истощилась вера наша, мерещатся теперь в смятенном мире, ожидающем бедствий, два противоположных образа – образ поруганной Божией любви и торжествующий смех диавольской злобы. И не эта ли вражья злоба исторгает теперь из среды Церкви оскудевших любовью, и брат перестает понимать брата, и сын забывает отца, и образ поруганной Божией любви возвещает смерть.
Други наша, устрашимся видения, приникнем к Богомладенцу Христу в покаянии и мольбе, изливая пред Ним тихие молитвы. И Он, Господь наш и Бог, вразумит, и обновит, и сохранит нас всех, в бедствии припавших к Нему…
И пусть услышит мир нашей жизнью возвещенную истину: С нами Бог, разумейте языцы… яко с нами Бог!
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»
Воспоминания, рассказы, фотографии – маленькие штрихи большой истории нашей Церкви и нашего собора.
Чудо при Крещении
Митрополит Вениамин (Федченков; †1961)
Владыка рассказывал о чуде при Крещении: «Это было в алтайской деревне, в Азии. Я был викарным епископом в г. Севастополе. Жил в Херсонском монастыре. До меня там настоятелем был епископ Иннокентий… Он был праведной жизни и прозорливый. Но я не о нем хочу рассказать, а о чуде, расследовать которое он был послан архиепископом. Одного алтайца крестили в храме. Крестным отцом у него был его дядя, тоже алтаец, и, конечно, уже крещеный. Во время чтения священником молитвы с призыванием Святого Духа на воду новокрещеный был спокоен. А его дядя вдруг, в ужасе и удивлении, закричал: “Это и со мной так было? Это и со мной так было?” Оказывается, в этот момент он увидел, что с купола церкви сошел огонь на воду. Крестивший священник подробно допросил его и доложил архиерею. Вот он и послал отца Иннокентия под присягой расследовать это дело; что и подтвердилось… Дух Святой сошел на воду, как и в день Пятидесятницы на апостолов, в виде огня».
«Горячая» агиасма
Иеродиакон Паисий (Шурухин)
Это было в начале моей хозяйственной деятельности в соборе. Правящим архиереем был тогда архиепископ Александр (Тимофеев), а настоятелем собора – отец Сергий Демешкевич, он же и пригласил меня в собор на должность завхоза. Так вот – незадолго до праздника Крещения Владыка Александр запретил (в связи с состоянием собора и колокольни, близким к аварийному) устанавливать баки для освящения воды в соборе, а также использовать для раздачи крещенской воды (агиасмы) колокольню и здание старой крещальни. Если учесть, что в городе в то время было всего несколько действующих храмов, а Троицкий был основным «источником» святой воды, то это было «ЧП» не местного, а городского масштаба.
Вышли из положения таким образом: баки разместили в здании старой крещальни, а шланги с кранами вывели наружу. Воду раздавали два человека: я и мой постоянный помощник по хозяйственным делам художник Валерий (ныне уже преставившийся). Как потом рассказывали, картина была впечатляющей: на улице минус 300, извивающаяся по двору собора очередь, конец которой теряется в утренней морозной дымке где-то за музеем краеведения, и мы – голыми руками берущие, наливающие и отдающие всякого рода емкости (в том числе и металлические) страждущим и жаждущим. У многих в глазах был ужас, когда они смотрели на наши красные и мокрые руки, от которых шел пар. Нам же было не холодно, а жарко, и мы предлагали всем желающим дотронуться своими закоченевшими руками до наших горячих рук. И надо было видеть, как у людей менялись глаза, когда приходило понимание, что это не просто «H2O», что они причастны к милостью Божией явленному чуду. Так было несколько дней, пока мы раздавали воду: крещенский мороз набирал силу, а агиасма по-прежнему нас «грела».
Из бытия крещальни
Людмила Кузнецова
– «Живая вода». Крестили больную женщину. До погружения в купель она сидела на стуле, т.к. стоять не могла. После погружения, на Миропомазании, стул был уже убран за ненадобностью. По завершении всего интересуюсь ее самочувствием. Ответ привожу дословно: «У меня всё замечательно, я как будто заново родилась!» Она и родилась заново – только не «как будто», а «поистине».
– «Устами младенца…» Только что закончилось Крещение, пахнет св. миром. В Крещальню вошел мой внук Серафим (тогда ему было лет 5), сделал глубокий вдох и сказал: «Как здесь хорошо пахнет! – на мгновение задумался и уверенно продолжил: Святым Духом пахнет!» Если смотреть по существу, его детское определение было безошибочным. Да и в Таинстве Миропомазания звучат соответствующие слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь!»
История с «квадратом»
– Эта история известна многим, можно сказать, что она «вписалась» в историю Крещальни – в раздел «Курьезы». Она действительно забавная и не содержит ни одного слова, добавленного «для интереса», – просто зарисовка с натуры.
Достопримечательностью Крещальни является некий «квадрат» на западной ее стене (на самом деле это прямоугольник, но так уж сложилось, что мы именуем его «квадратом»). Остальная поверхность стен красиво расписана, а он отделен рамочкой и просто пустой. Он пуст и не удостоен росписи, т. к. символизирует место обитания сатаны. При отречении от сатаны (есть такой момент перед совершением Таинства Крещения) в него символически дуют и плюют.
Именно с этим и связан наш забавный эпизод. В собор прибыл гость из Голландии. Он ходит по собору с переводчиком, экскурсию проводит иеродиакон Паисий. Гость выражает восхищение нашей красивой Крещальней. О. Паисий поясняет сюжет росписей: вот Савл, будущий апостол Павел, караулит одежды тех, кто побивает камнями апостола Стефана; вот призвание Господом Савла; вот Савл ослеп, а вот крестился и прозрел… Гость интересуется квадратом. «Этот квадрат на западе символизирует место обитания сатаны, – поясняет без всякой идеологической подоплеки о. Паисий и, поворачиваясь лицом к этому самому западу, продолжает: сюда мы дуем и плюем». Голландский гость застывает на месте и вдруг очень взволнованно и быстро начинает говорить на ломаном русском языке (до этого общение шло исключительно через переводчика): «Теперь я понял, почему мы, голландцы, плохо живем – мы живем на Западе, а вы туда плюете!!!» Это было высказано очень эмоционально и совершенно серьезно. О. Паисий повернулся лицом к востоку и с достоинством ответил: «Простите, но на восток мы плевать не можем, там Господь».
Подготовила Людмила Кузнецова, работник Крещальни, 7 января 2021 год