Монахиня Кассия родилась в Константинополе около 805 года в богатой и знатной семье. Воспитанная в благочестии, красивая девушка отличалась тонким умом и блестящим образованием. Сохранились несколько писем преподобного Феодора Студита к девице Кассии. Из них мы узнаем о том, что Кассия и ее мать благотворили преподобному, что девушка претерпела гонения за иконопочитание в царствование императора Льва, и что с юности она стремилась к принятию монашества.
В 821 году император Михаил II задумал женить своего сына Феофила. Для выбора невесты во дворец были приглашены одиннадцать красивых девушек, в число которых попала и Кассия.
По преданию мать Феофила, императрица Фёкла, дала сыну золотое яблоко, повелев вручить его понравившейся девице. Красота Кассии поразила будущего императора. Желая испытать ее ум, он сказал: «Не через жену ли произошло зло?», – намекая на падение прародительницы Евы. Не растерявшись, Кассия с достоинством ответила: «Но через жену же берет начало и лучшее», – имея ввиду воплощение Спасителя от Девы Марии.. Будущий император, посчитав Кассию слишком умной, выбрал Феодору, канонизированную впоследствии Церковью за восстановление иконопочитания.
А Кассия, лишившись сомнительной чести быть супругой ревностного еретика-иконоборца, оставила мир и приняла монашеский постриг. На собственные средства она основала в Константинополе монастырь, вызывавший восхищение у современников. Здесь она проводит всю свою жизнь и «преисполненная мудрости и боголюбия» сочиняет множество богослужебных произведений, которые принесли ей поистине нетленную славу. Следует отметить, что VIII – IX вв. – золотой век церковного песнотворчества. В это время творили преподобный Андрей, архиепископ Критский, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный. Косма, епископ Маиумский. Церковные гимны создавали не только монахи, но и многие образованные миряне. И тот факт, что Церковь не просто включила песнопения монахини Кассии в чин Богослужения, но и бережно хранит имя их создательницы, говорит о выдающемся достоинстве этих произведений.
К произведениям монахини Кассии в настоящее время относят:
- Ирмосы первых пяти песен канона утрени Великой Субботы;
- Стихира на Славу, и ныне, на Господи, воззвах вечерни Рождества Христова: Августу единоначальствующу на земли;
- Стихира на стиховне утрени и на Господи, воззвах вечерни Великой Среды: Господи, яже во многия грехи впадшая жена;
- Стихира на стиховне вечерни в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;
- Две стихиры на хвалитех утрени в день памяти пяточисленных мучеников.
- Имеются указания, что инокине Кассии приписывают также стихиры на Неделю мытаря и фарисея: Вседержителю, Господи, вем, колико могут слезы (на вечерни) и От дел похваленьми, фарисеа оправдающа себе (на утрени).
Предполагается, что в богослужебных книгах сохранилось относительно небольшое количество творений монахини Кассии. Так, преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский указывает, что в свое время блаженной Кассией было написано множество канонов, стихир и других произведений. Составители служб сочли неудобным оставить каноны, полностью составленные женщиной. И потому, например, в каноне Великой Субботы остались только ее ирмосы, а тропари было поручено составить Марку епископу Идрунтскому.
Но даже по небольшим фрагментам, дошедшим до нас можно судить о поистине выдающемся таланте автора. Современники с восторгом отзывались о произведениях монахини Кассии. Никифор Каллист Ксанфопул включил ее имя в свой рифмованный перечень знаменитых поэтов-гимнографов. Историки также высоко оценивают ее произведения, говоря, что они «достойны полного удивления». Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский свидетельствует, что в писаниях монахини Кассии содержатся «ученость и приятность». Он обращает особое внимание на стихиру Рождества Христова и стихиру Великой Среды, говоря: «Сколько первая торжественна и важна, столько другая полна глубоких чувств сокрушения».
Для произведений монахини Кассии свойственно глубокое знание и понимание текста Священного Писания, точность и проникновенная красота используемых образов. В центре ее богословия – Воплощение Бога-Слова, Его спасительный подвиг. Душеспасче – так именует Христа Кассия, с поразительной лаконичностью выражая в одном слове глубину христианской догматики. Глубокий, трогающий сердце плач о греховном растлении человеческого естества соединен в ее творчестве со светлой надеждой на милосердие и любовь Создателя.
В творениях монахини Кассии сочетаются по-мужски острый ум с женской чуткостью, лиризмом и состраданием. Преодолевая «зыбкую пучину женского естества», блаженная Кассия смогла взойти на ту ступень, где нет ни мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28), где всяческая и во всех Христос (Кол. 3, 11).
Греческой Церковью монахиня Кассия прославлена в чине преподобных, память ее празднуется 20 сентября. Подробнее о жизни и творчестве монахини Кассии, а также других церковных песнотворцев вы сможете прочитать в книге монахини Игнатии «Церковные песнотворцы». Она есть в библиотеке нашего собора.
Январь, 2007 №2(2) Марина Шмелева