16 июля, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, в Свято-Троицком кафедральном соборе были совершены две Божественные Литургии.
Раннюю Божественную Литургию совершили ключарь собора иерей Борис Бурлаков в сослужении иеродиакона Паисия (Шурухина). По окончании богослужения отец Борис поблагодарил прихожан за совместную молитву, поздравил всех с воскресным днем и обратился к верующим с проповедью, посвященной воскресному евангельскому чтению.
По завершении ранней Литургии клирик собора иерей Андрей Фомин совершил водосвятный молебен.
Позднюю Божественную Литургию совершил митрополит Саратовский и Вольский Игнатий.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Саратовского Восточного округа, настоятель собора иерей Александр Бородовицын; клирик собора, секретарь епархиального архиерея иеромонах Алексий (Скворцов); руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; благочинный собора, руководитель епархиального отдела по работе с волонтёрскими движениями иерей Алексий Грачёв; клирик собора иерей Сергий Петрин; клирик собора протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик Покровского собора г.Саратова диакон Иоанн Пушкарёв; клирик собора диакон Сергий Чудинов.
Богослужебные песнопения исполнил хор собора под руководством регента Натальи Константиновны Гребенюк.
За богослужением митрополит Игнатий совершил хиротонию во иерея диакона Сергия Чудинова.
Митрополит Игнатий поздравил собравшихся с воскресным днем и обратился со словом.
«В нашей жизни много бывает скорбей, неприятностей, на которые мы часто ропщем,— сказал владыка. — Иногда мы смотрим на святых и завидуем: как же так, им хорошо, они сподобились благодати, а мы вроде стараемся — и ничего не получается, да еще и скорби. Но и судьба святых бывает очень непростой. Сегодня я хотел бы выделить двух святых, чья память празднуется в этот день. Один из них — святитель Филипп, митрополит Московский. В бытность царя Иоанна Грозного он был поставлен на Московский престол — Митрополитом всея Руси. Он видел, что царь находится в очень неуравновешенном состоянии: вечером может отдать приказы казнить — и ближних своих, и тех, на кого доносили, а утром встает на молитву и кается. Так продолжалось изо дня в день. И святитель Филипп счел своим долгом обличить царя в том, что он приходит к Бескровной Жертве, а сам льет кровь невинных. Государь разгневался и своей властью низложил митрополита, его выволокли из собора, где он сейчас покоится,— Успенского собора Московского Кремля. А потом Малюта Скуратов его задушил. Вот так окончил свой жизненный путь святитель, память которого мы сегодня совершаем. Он служил людям, служил Богу и так сподобился пострадать — не от богоборческой власти, а от православного государя. Это к сведению тех, кто считает, что Иоанна Грозного нужно канонизировать. В истории много кривизны, но то, что святитель Филипп погиб не без участия царя,— это факт. Хотя царь, возможно, и покаялся в этом, он умер уже монахом Кирилло-Белозерского монастыря, но все его знают и помнят именно как Ивана Грозного».
Владыка также напомнил собравшимся, что известное выражение «филькина грамота» также восходит к этой трагической истории: так Иоанн Грозный презрительно именовал обличительные письма святителя Филиппа. Архипастырь посоветовал воздержаться от его употребления, так как в этих словах содержится оскорбление святого.
«Сегодня еще память святителя Василия, епископа Рязанского,— продолжил митрополит Игнатий. — В чем его житие может послужить для нас уроком? Святитель Василий вначале был епископом города Мурома. Он был благочестив, молился ночами, и враг рода человеческого решил возмутить людей против него — и стал являть жителям Мурома, будто бы у кельи святителя появляется некая женщина, блудница. Они своим лукавым взором стали ее видеть и хотели его убить. Владыка попросил дать ему до утра помолиться, а потом — будь что будет. Он молился слезно всю ночь, а утром встал, взял Боголюбскую икону Божией Матери, взял свою мантию, бросил в реку Оку — и чудесным образом поплыл на ней против течения, словно на лодке. Жители града Мурома были свидетелями этого чуда, и они стали каяться, но было уже поздно. Святитель Василий уплыл в Рязань. И с тех пор Муром — маленький город, не столичный, а Рязань стала большим городом.
Враг рода человеческого может нам передавать какие-то свои наветы — в виде сплетен, в виде клеветы, а мы охотно верим, как будто действительно что-то видели. Кто-то плохое про кого-то сказал — мы сразу принимаем на веру, а когда что-то хорошее говорят, наша горделивая сущность это подвергает сомнению. В злое же верится хорошо, мы начинаем это кому-то передавать, да еще от себя добавим, приукрасим, о чем-то умолчим, и вот так из уст в уста передается — и уже совершенно не то, что было, если вообще что-то было. Поэтому нам надо тысячу раз подумать, когда мы о ком-то что-то слышим, и прежде, чем осуждать, посмотреть, что у нас самих в сердце. Если мы в людях видим плохое, это говорит о том, что мы не на правильном пути, мы занимаемся не собой, а другими».
«Почему пользуется такой популярностью “желтая” пресса? А потому что хорошее о ком-то неинтересно, это внимание не привлекает. Это показывает срез нравственного состояния нашего общества: интересно слушать гадости о ком-то, читать о том, что кто-то украл, убил, избил. А если кто-то кому-то помог — это популярностью не пользуется. В таком обществе мы живем. Но мы-то христиане, и должны хотя бы мы не быть такими. Но мы чаще всего оказываемся такими же, как всё наше общество. Чтобы так не было, нам нужно помнить: прежде чем кого-то осудить, нужно посмотреть на себя и задаться вопросом: “А у меня что? Что я вижу в других? Если я вижу грехи и пороки, а не доброе что-то, значит у меня самого не всё в порядке”. Не суди, да не судим будешь (см.: Мф. 7, 1) — или, как говорит Спаситель, каким судом судите, таким и будете судимы (Мф. 7, 2). А все мы хотим быть судимы по милости, а не по справедливости, потому что если мы будем судимы по справедливости, нас и с лица земли стереть мало. От всей души желаю каждому из нас помнить о своих немощах и прежде, чем наших ближних осуждать, взирать на себя»,— заключил владыка.
Накануне в Свято-Троицком соборе было совершено Всенощное бдение. Богослужение совершил настоятель собора иерей Александр Бородовицын в сослужении духовенства собора.
Всенощное бдение
Ранняя Божественная Литургия
Поздняя Божественная литургия. Фотографии Андрея Кожевникова