Живая связь со своей землей

str6-1Троицкий храм в Балаково – памятник архитектуры с богатой историей. А как сегодня живет его приход? Об этом мы беседуем с настоятелем этого храма и по совместительству благочинным Балаковского округа игуменом Амвросием (Волковым).

– Отец Амвросий, расскажите, пожалуйста, как Вы стали настоятелем Троицкого храма. Вы сами родом из Балаково?

– Нет, я родился на Дону – в Ростовской области. У меня был верующий дедушка, в школьные годы я начал ходить с ним в храм. Настоятелем храма в нашей станице был отец Иосиф Сухомлинский, ему было за 80, священство он принял еще в царские годы. Родители не были против того, что я в храм хожу, а вот в школе пытались перевоспитывать: ругали, домой приходили.

Вообще на Дону храмов было меньше разрушено, в основном их просто закрывали. Наверное, потому, что власти даже тогда понимали, что казачество – это духовная сила, которой побаивались. До сих пор в станицах сохранились большие старинные храмы. Хотя, конечно, и там время гонений подорвало живую связь казачества и Церкви.

16 лет я прослужил священником в Казахстане. После чего переехал служить на Дон, в Ростовскую область, и прослужил там долгое время. В Саратовскую область переехал семь лет назад. Сначала год отслужил в Покровском храме, а затем Владыка Лонгин направил меня служить настоятелем в Балаково в Троицкий храм и одновременно благочинным Балаковского округа.

– Какое впечатление произвел на Вас храм? Вам пришлось принять участие в его реставрации?

– Храм наш, величественный и необычайно красивый, построен в стиле русский модерн. Он по праву является памятником архитектуры федерального значения. Троицкий храм передали Русской Православной Церкви в 1992 г. в сильно изуродованном состоянии. Это храм-мученик, как и многие другие в нашей стране. Работы велись и в конце 20 в., но значительный вклад в реставрацию храма был сделан уже при Владыке Лонгине: расчищен и отремонтирован подвал, покрыта медью крыша, сооружен новый иконостас, произведен капитальный ремонт всего храма. В последнее время реставрация стала проходить более активно благодаря помощи Балаковского завода минеральных удобрений. Ведь силами одного прихода отреставрировать храм, так сильно поврежденный в советские годы, невозможно.

Кроме храма нам передали еще и комплекс зданий недалеко от храма, в которых сейчас располагаются воскресная школа и административно-хозяйственные службы, а в будущем будет располагаться православная гимназия.

– Как известно, храм был построен в начале 20 в. старообрядцами. Современные старообрядцы не были против передачи храма православным? Ощущается ли сегодня религиозное влияние старообрядцев в области?

– К началу 20 в. в Балаково насчитывалось всего 20 тыс. жителей, часть которых составляли старообрядцы. Из всех храмов, которые были в городе, в советское время уцелел только Троицкий, старообрядческий. Но с просьбой вернуть храм обратилась Саратовская епархия. Я думаю, что сегодня у старообрядцев нет возможности восстановить и содержать такой храм.

В наши дни влияние старообрядцев в городе незначительно. Ведь бурное развитие Балаково связано с послевоенными стройками: ГЭС, АЭС, заводов минеральных наполнителей, резино-технических изделий, химического. На эти стройки ехали люди, как правило, далекие от Церкви: комсомольцы, ссыльные. Это наложило отпечаток на любое религиозное, не только старообрядческое, влияние. Я не раз замечал, что в городах, имеющих многовековую историю, говорить с людьми о вере гораздо легче. Люди живут здесь и знают, что тут их корни, что здесь жили их родители, деды, прадеды, поэтому отношение к своему храму, к вере гораздо глубже. А в тех городах, которые построили в годы больших советских строек, у многих людей нет духовной связи с этим местом.

–Из кого сегодня состоит приход вашего храма?

– Наш храм расположен в старой части города. Он отрезан от остальной территории города с одной стороны обводным каналом, а с другой стороны – Волгой, и теперь располагается в островной его части. Это создает неудобства в посещении храма. Прихожанам очень неудобно добираться, особенно по вечерам в будние дни. Но храм наш старинный, красивый, в нем находится мощевик с частицами мощей разных святых, в том числе Иоанна Предтечи. Каждую неделю мы служим пять акафистов: Троице, Иоанну Предтече, св. Александру Невскому (в честь него освящен левый придел), св. Пантелеимону Целителю и Богородице перед иконой «Неупиваемая Чаша». Поэтому есть и постоянные прихожане, которые часто ходят, участвуют в жизни прихода, и люди, которые заходят в храм от случая к случаю.

– Вы упомянули о православной гимназии. Как пришло к Вам решение ее создать?

– Пока ее создание больше в планах, чем в реальности. Дело это непростое. На протяжении пяти лет у нас занимается группа детей младшего школьного возраста. Они оформлены на домашнем обучении, прикреплены к общеобразовательной школе, где сдают экзамены. Мы им предоставляем помещение, взяли в штат учителя начальных классов. А теперь Владыка благословил создавать гимназию. Конечно, поначалу она будет небольшой, ведь содержание гимназии требует значительных расходов и сил.

– При вашем храме уже несколько лет действует, и довольно успешно, подсобное хозяйство. Как оно было создано?

– Года четыре назад на епархиальном собрании Владыка Лонгин сказал, что хорошо бы при храмах организовать свои подворья. Ведь они смогут стать существенным материальным подспорьем и самому священнику, и храму. Мы решили попробовать, купили несколько телят, взяли пустующую колхозную ферму. Теперь у нас около тридцати голов крупного рогатого скота, пять лошадей, сто овец. В прошлому году было еще стадо гусей, часть мы отдали в семинарию, часть сотрудникам к Рождеству раздали. Часть получаемой продукции сами употребляем, часть сдаем в семинарию или продаем. В детский лагерь в прошлом году несколько бычков поставили, в этом тоже поставляем. Детей сюда привозим как на экскурсию, чтобы знали, что молоко не в магазинах растет.

Работает у нас на подворье одна женщина. Во время сенокоса, других трудоемких работ помогают прихожане, нанятые рабочие. На сенокос мы отправляем их с ночевкой, на несколько дней. Очень тяжело сейчас вселе непьющих работников найти. Бывает, человек с квалификацией, а работать не хочет. Ему легче металлолом за спиртное сдать, чем у нас за деньги отработать. Руководитель соседнего хозяйства жалуется, что приходится порой на сезонные работы привозить людей из Чувашии, Мордовии.

– Как вы думаете, есть ли в настоящее время перспективы у села? И может ли ваш пример подстегнуть инициативу жителей?

– Тяжело об этом говорить. Какие могут быть перспективы, если люди без цели живут? Эту проблему надо на государственном уровне решать. Мы вот пасем стадо и видим, что местных коров не видно, люди перестали держать скот. Не потому что им лень, а потому что в закупке молоко дешевле минеральной воды. А сколько в него труда вложить нужно?! Такая политика направлена на развал села. Многие даже не работают на земле. Живут в селе, а на работу ездят в город.

Но есть и хорошие примеры. И на работу люди разные приходят. И в Красном Яре, где у нас подворье, тоже есть храм, создается приход. Приходят молодые люди, работает воскресная школа. Дети – это ведь телеграмма из будущего, может, через них Господь достучится до сердец их родителей.

– Что входит в Ваши обязанности благочинного?

– В наше благочиние входят два района: Балаковский и Краснопартизанский, в них 15 приходов и один мужской монастырь в Криволучье. В мои обязанности входит: посещать приходы, смотреть за исправным совершением богослужений, чистотой в храмах, работой воскресных школ. Одним словом, помогать архиерею на этих приходах «чинить благо».str6-2

Мы часто служим вместе с нашими священниками в каком-нибудь храме, чаще – в Троицком. Принимаем у себя крестный ход «Саратов – Балаково – Вавилов Дол», который раньше начинался в нашем городе. Эти мероприятия объединяют людей.

– Расскажите, пожалуйста, немного об этом крестном ходе. Не все понимают, зачем вообще нужно в него идти.

– Этому крестному ходу уже 12 лет. В первый крестный ход пошли всего семь человек. Сейчас из Саратова выходят человек 200, по пути кто-то уходит, кто-то добавляется. Крестный ход проходит по тем населенным пунктам, в которых нет храмов. Каждый день начинается с Литургии, которую служат, если нет приспособленного помещения, в палатках. Жители этих сел могут причаститься, исповедаться. Для человека, находящегося вне Церкви, это возможность увидеть людей, которые живут другими ценностями. Крестный ход для самих участников – это усилие, которое совершается в память о чем-то, в нашем случае – в память о новомучениках и исповедниках Российских. Это время, когда человек, отложив житейское попечение – дом, работу, огород, совершает служение, находится в состоянии богомыслия. Это стоп-кадр, который может сделать человек в жизни, чтобы оценить, как он живет.

– Ваши пожелания нашим прихожанам в престольный праздник?

– Как и каждому верующему человеку, вашим прихожанам можно пожелать, чтобы храм стал для них вторым домом. Вспомнились стихи: «Не храм, не золотое зданье, не круг отобранных друзей, Христова Церковь есть собрание Крестом искупленных людей». С этим сложно не согласиться, приход – это, прежде всего, община, объединенная целью спасения. Хочу пожелать, чтобы храм стал для всех нас местом объединения, источником сил и терпения. И чтобы мы сами заботились о храме, который все дает нам.

Беседовала Марина Шмелева