Высокий русский иконостас

2012-08-01-30С декабря 2010 г. в нашем соборе начался сбор пожертвований на изготовление иконостаса верхнего – Троицкого – храма и написания икон для него. В настоящее время разработан проект классического пятиярусного иконостаса, написана храмовая икона Живоначальной Троицы для местного ряда. В работе находится икона Божией Матери «Боголюбская». И сегодня мы хотим рассказать нашим читателям об истории и символическом значении пятиярусного иконостаса.

Иконостас принадлежит к числу наиболее ярких явлений восточно-христианской православной культуры. Получив особое развитие на Руси, он стал национальным символом, воплощающим идею православного храма.

Икона Святой Троицы для иконостаса Троицкого храмаВ основе символики храма лежит учение Церкви об искупительной жертве Христовой и конечной ее цели, составляющей саму сущность христианства – грядущем преображении человека, а через него и всего мира. Исходя из такого толкования, каждая часть храма получает свое значение. Если сам храм, по Симеону Солунскому, знаменует Христа Богочеловека, то алтарь означает человеческую душу, а самый храм – тело; в алтаре нужно видеть таинство непостижимой по существу Троицы, а в храме – Ее познаваемый в мире Промысл и силы.

Священник Павел Флоренский в своей знаменитой работе «Иконостас», рассуждая о смысле и символике иконостаса в храме, пишет: «Невидимое недоступно взору чувственному, и алтарь был бы несуществующим для незрячих духовно глаз… Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас, как ничто… Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого».

Иконостас в том виде, в каком мы привыкли видеть его в православном храме, имеет длительную историю формирования и развития. Первые сведения об отделении алтаря от остального пространства храма преградой – резной решеткой или завесой, относятся к 4 в. В это время стал слагаться определенный канон христианского богослужения. В посланиях апостола Павла ветхозаветная завеса получила новозаветное толкование и была уподоблена плоти Христа, поэтому впоследствии на ней стали изображать крест.

В византийских храмах алтарные преграды были невысокими, они состояли из парапета, колонок и каменной балки, называющейся «темплон», в центре которой ставился крест. Со стороны алтаря за темплоном укреплялась завеса, которую можно было открывать и закрывать в определенные моменты службы. Со временем на темплон начали ставить иконы или на нем самом вырезали рельефные изображения. Крест стал заменяться иконой Христа, а она, в свою очередь, – деисисом (от греч. «прошение, моление», в русской традиции – «деисус»).

Эта трехчастная икона алтарной преграды, занесенная на Русь из Византии, и явилась тем ядром, из которого на русской почве развился православный иконостас. Развитие его происходило путем прибавления новых икон и нарастания отдельных ярусов. К 13–14 вв. в России уже существовали многоярусные иконостасы. Этот процесс развивался активно в деревянных храмах, где иконописи на дереве предназначалась та же роль, как стенописи в храмах каменных. Иконы увеличивались в размерах, возрастало количество ярусов в иконостасе, который целиком закрыл алтарь от глаз молящихся.

Если в деревянных храмах опорой для иконостаса служила сама алтарная стенка, то в каменных храмах с развитием полнофигурных многоярусных иконостасов зачастую строилась каменная алтарная преграда, прорезанная проемами врат. В таких случаях иконостасы писались фресками прямо по восточной стене храма, врата выделялись пышными порталами. Такие формы иконостасов характерны для храмов Ростова Великого.

Поскольку в великокняжеской Москве масштаб возводимых церквей увеличивался из года в год, это неизбежно влекло за собой увеличение алтарного проема и иконостаса, приобретавшего все большую монументальность. Крупные иконостасы – специфически русское явление, типичное для рублевской эпохи.

Русский иконостас 15 в. рассчитан на охват его одним взглядом. Отсюда его строгая «построенность». Он имеет подчеркнутую центральную ось, к которой движение направляется с обеих сторон; горизонтальные и вертикальные членения даются в нем в тонко продуманных ритмических сочетаниях; он образует стройное целое. Русские иконописцы всегда обращали особое внимание на силуэт, т.к. именно он, прежде всего, воспринимался глазом на далеком расстоянии. Иконостас Благовещенского собора Кремля – первый дошедший до нас высокий иконостас с фигурами деисусного чина в рост.

Однако формирование классического русского иконостаса связано не только с особенностями архитектуры православного храма. По мнению ряда ученых, развитие системы декорирования храма продолжалось и совершенствовалось с момента ее появления во времена патриарха Фотия, и сложение иконостаса было неразрывно связано с этим процессом. Возникновение нового типа иконостаса связывают с движением исихазма и особенностями богослужения по Иерусалимскому уставу, введенному на Руси митрополитом Киприаном.

Иконостас Благовещенского собора Московского КремляРусский иконостас включил в себя все главные элементы стенной росписи. Пророки и праотцы, впервые встречающиеся в русских иконостасах 15 в., были перенесены из купола в пророческий и праотеческий ярусы, «праздники» – со сводов и стен в праздничный ярус, деисус – из центральной апсиды в деисусный ярус, евангелисты – с парусов на царские двери. Иконостасы 15–17 вв. в России называют «тябловыми». «Тябло» – это искаженное греческое слово «темплон». Расписанные орнаментом балки-тябла разделяли по горизонтали ряды икон, которые крепились к ним.

Иконостас каждого православного храма уникален. Форма, высота, стиль иконостаса зависят от того, в каком храме он возведен. Иконостас – это часть архитектурного облика храма, он должен быть связан со стилистикой оформления храма, быть сомасштабен его пропорциям. Стиль «московского барокко» украсил иконостасы объемной деревянной резьбой. В конце 17 – начале 18 вв. получили распространение иконостасы, которые превратились по своей форме в гигантские резные рамы для икон. Колонны, увитые виноградной лозой, заменили столбики и тябла. Последовательность вертикалей и горизонталей ордерной системы намеренно нарушалась, иконы делали круглой, овальной или другой более замысловатой формы. Оформление иконостасов нашего Свято-Троицкого собора традиционно выдержано в этом стиле в соответствии с его архитектурным обликом. Для классицистических храмов 18–19 вв. характерен высокий иконостас, открытое пространство верхней зоны алтаря, сам иконостас превращается в архитектурное произведение, он строится в форме портиков, триумфальных арок или храма в храме.

Классический тип иконостаса обычно состоит из пяти рядов икон – местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого, увенчанных Распятием, и напоминает книгу, читать которую следует сверху вниз.

Праотеческий ряд. Верхний ряд икон представляет первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея в виде изображений ветхозаветных патриархов, предображающих Церковь новозаветную. В центре его обычно изображено явление Аврааму трех Ангелов у Мамврийского дуба.

Ниже – пророческий ряд. Этот ряд представляет Церковь ветхозаветную от Моисея до Христа. В то же время этот ряд, вместе с рядом праотеческим, изображает предков Господа по плоти. Ветхозаветные пророки изображаются с развернутыми свитками в руках, на которых написаны тексты из их пророчеств о Боговоплощении. Поэтому в центре этого ряда – образ Боговоплощения, икона Знамения Божией Матери. Эта икона указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветами и служит связующим звеном между верхними ярусами и нижними.

1-24Следующий ярус иконостаса – праздничный. Здесь представлен период новозаветный, события, связанные с земной жизнью Христа, – иконы двунадесятых праздников. В праздничном ряду изображаются только те события, которые являются значимыми этапами Божественного домостроительства спасения. Обычно этот ряд состоит из икон Воскресения Христова и 12-ти главных праздников: шести Господних (Рождество, Крещение, Сретение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Преображение); четырех Богородичных (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение); Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня.

Следующий ряд носит название деисусный чин. Этот ряд – важнейшая часть православного иконостаса, и даже если все остальные ярусы отсутствуют, Деисус есть в любой православной церкви. Основная тема деисусного чина – моление, заступничество Небесных сил за людей перед Христом. Достигшие святости и вступившие в Царство Небесное представители земного мира, образующие во главе с Христом Церковь Небесную, молитвенно предстоят Престолу Христа-Судии, испрашивая снисхождения к собранной в храме Церкви земной. В центре ряда находится изображение «Спас в силах». Эта иконография изображает Спасителя здесь, в центре чина, как Судию, пришедшего во славе, как Главу Церкви и как Искупителя, принесшего Себя в жертву за грехи людей. Поэтому на иконе Он держит Евангелие раскрытым на тексте «Приидите ко Мне вси труждающиися, и Аз упокою вы» (Мф.11,28). Спасителю молитвенно предстоят: справа Богоматерь, Архангел Михаил и апостолы, слева – Иоанн Креститель, Архангел Гавриил и апостолы. За апостолами могут быть изображения избранных святых, святителей, мучеников. В том случае, если по обе стороны от Христа изображены 12 апостолов (по шесть с каждой стороны), деисусный чин называется апостольским.

Нижний ярус храмового иконостаса – местный, в центральной своей части представлен царскими вратами. Они представляют собой двустворчатые двери и открываются во время Литургии – через них выносят Святые Дары. Входить через них могут одни священнослужители и лишь в определенные моменты богослужения. В соответствии с символикой алтаря, царские врата представляют собой вход в Царствие Божие. Поэтому на них изображаются благовестники этого Царствия – четыре евангелиста и над ними Благовещение, как олицетворение той вести, которую они возвещают. Над царскими вратами изображается «Причащение апостолов», или «Тайная Вечеря», в знак того, что в алтаре происходит причащение священников, а на солее перед царскими вратами – причащение верующих.

По обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Божией Матери с Богомладенцем. Дальше, на северных и южных вратах, которые ведут в диаконник и жертвенник, изображаются два Архангела – Гавриил и Михаил (иногда – святые диаконы). Если остается свободное место в ряду – оно заполняется другими иконами. Как правило, образ справа от иконы Спасителя – это так называемая «храмовая икона». Она всегда подскажет, в честь какого праздника или святого освящена церковь. Выбор остальных икон этого ряда зависит от местных потребностей – здесь могут располагаться образы святых, наиболее почитаемые в данной местности или в данном храме.

В основе иконостаса, безусловно, лежит необходимость усвоения христианской догматики. Известный исследователь древнерусского искусства Л.А. Успенский так характеризует этапы домостроительства Божия, в строгой последовательности отображенные в иконостасе: «Они идут снизу вверх – через приятие евангельского благовествования и молитвенное общение, через сочетание воли человеческой и воли Божией – в этом аспекте икона Благовещения является иконографией сочетания двух воль; наконец, через причащение таинству Евхаристии осуществляет человек свое восхождение к чину, т.е. входит в соборное единство Церкви».

У каждого из вас, дорогие читатели, есть уникальная возможность принять участие в создании нового иконостаса Свято-Троицкого собора. Вы можете пожертвовать любую посильную для вас сумму. А при желании и возможности можно заказать икону в одном из рядов иконостаса, на которой будет указано имя жертвователя, а также имена его родных и близких.

Ирина Воронихина