Вступаем в Великий пост

     смысле и значении христианского поста вообще и, в частности – Поста великого, о «постовом делании» рассказывает протоиерей Михаил Беликов.
Еще недавно, в предпразднство Богоявления, Святая Церковь напоминала нам о приближении великого праздника Светлого Христова Воскресения: «Воспоим, людие, Рожденному от Девы, и в реце крещшемуся Иордане, и к Нему возопиим: Царю всякия твари, даруй нам неосужденно чистою совестию, верно достигнути Твое святое из мертвых тридневное восстание». Прошло совсем немного времени, миновал зимний мясоед, и вот мы вступаем в Великий пост.

Главная цель Великого поста – подготовка христианина к достойной встрече великого праздника Пасхи Христовой, заключающаяся в покаянном очищении души и обновлении духовной жизни. Обычай освящать постом время подготовления к великим церковным праздникам восходит к глубокой древности. Посты установлены Церковью как средство, способствующее возвышению духа над плотью, господству духовно-нравственных стремлений над чувственными.

Пост сопровождает жизнь человечества с самого начала его бытия, ведь еще в раю Господь дал людям заповедь о воздержании – не вкушать от плодов древа познания добра и зла. Пост известен в Ветхом Завете – постился Моисей сорок дней на Синае перед получением заповедей от Бога, постились ниневитяне, подвигнутые к покаянию проповедью пророка Ионы, постился пророк Илия и многие другие ветхозаветные пророки и праведники. Новозаветный пост установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся сорок дней в Иудейской пустыне, и в подражание примеру святых апостолов.

Евангельские слова разъясняют нам смысл и значение христианского поста. Господь на вопрос к Нему иудеев, почему Его ученики не постятся подобно ученикам Иоанна Предтечи и фарисейским, ответил: Могут ли по-ститься сыны чертога брачного, когда с ними Жених? Доколе с ними Жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 19–20). Смысл этих слов не ограничивается лишь окончанием времени пребывания Христа во плоти со Своими учениками. Эти слова указывают и на некоторые духовные состояния, знакомые каждому, проходящему поприще борьбы с грехом, когда человек чувствует себя отчужденным от Спасителя своими страстями, вверженным уже здесь, на земле, в область тьмы, в область власти врага рода человеческого. И только пост, сопряженный с молитвой, является единственным средством избавления от подобных состояний, средством возвращения души ко Христу по слову Самого Спасителя: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).

Спасительными страданиями Христа и Его Светлым Воскресением всем нам дарована надежда и нашего воскресения для жизни вечной. Но чтобы надежда эта осуществилась, чтобы мы могли иметь возможность участия в вечной жизни с Воскресшим Христом, нам следует быть подражателями Христа в святости и чистоте жизни – следует «взять крест» и идти за Спасителем путем любви, самоотречения и самоотвержения. Кроме того, нам необходимо пройти и поприще борьбы с чувственной и греховной своей природой, и «победителями страстей явитися». Великий пост – святая Великая Четыредесятница, также как и прочие посты, как раз и дает нам возможность следования по этому спасительному пути. Святые отцы с древнейших времен обращали внимание христиан на необходимость, обязательность и важность постного подвига. Св. Игнатий Богоносец пишет: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову». Св. Амвросий Медиоланский убеждает: «Господь освятил нам постом Своим Четыредесятницу; это сотворил Он для спасения нашего, чтобы научить нас посту не словом только, но и примером». Блаженный Августин подчеркивает значение поста: «Удобно время Четыредесятницы, ни коротко для славословия, ни продолжительно для умилостивления. Свято и спасительно поприще Че-тыредесятницы, которым грешник приводится через покаяние к милосердию, а благочестивый к покою. Во дни ее преимущественно Божество умилостивляется, недостаток восполняется, благочестие награждается».

Итак, главным деланием христианина в дни поста является покаяние и милосердие. Одним из главнейших средств к покаянию, к изменению своей жизни, является усиленная и нерассеянная молитва, как церковная, так и домашняя. Церковь своим великопостным умилительным богослужением усиленно подвигает нас к покаянному деланию, представляя в своих обрядах, молитвословиях, песнопениях и чтениях все возможные побуждения к постному подвигу и добродетельной жизни. Также Церковь во время поста предлагает к нашему подражанию примеры великих подвижников, отличившихся на поприще поста и покаяния. Поэтому частое и деятельное участие в великопостном богослужении является необходимым условием преуспеяния в постном подвиге. Особенная же благодатная помощь подается постящемуся в Таинствах Покаяния и Причащения Святых Христовых Таин.

Для преуспеяния в посте духовном, в покаянии важнейшим средством и орудием является пост телесный – воздержание в пище, обуздание телесных желаний и удовольствий. Ведь хорошо известно из поучений опытных подвижников, что многоядение, обильное насыщение разнообразными снедями отягчает как тело, так и душу, постепенно подчиняя ее плотским похотям. Следует, однако, при этом помнить, что телесный пост является лишь только средством в достижении духовного поста. Духовный же пост заключается в воздержании от страстей и грехов – гордости, зависти, злобы, вражды, клеветы, лжи, ненависти, лицемерия и прочих, им подобных. Именно такой пост Церковь называет истинным и нелицемерным.

Святость поста строго охраняется церковными правилами. Послабления в посте телесном допускаются только для больных, младенцев, престарелых, путешествующих, а также для беременных. Церковь запрещает во время поста совершение браков, неуместным считается участие в каких либо общественных зрелищах и развлечениях – во всем том, что мешает духовной сосредоточенности христианина.

Вместе с тем Церковь внушает, что пост – самое благоприятное и удобное время для совершения дел милосердия, которые являются ничем иным, как осуществлением христианской любви, заповеданной нам Христом Спасителем. В древние времена во время поста правители освобождали пленных, прощали должников, облегчали участь преступников. Христиане считали своей обязанностью помогать бедным, посещать больных и заключенных, примирять враждующих, раздавать милостыню. И мы, нынешние христиане, обязаны подражать в этом своим предшественникам, а пост – самое благоприятное для этого время.

Евангельское слово предостерегает нас от лицемерного поста. Христианину не следует выставлять напоказ свои постные подвиги и, тем более, кичиться и превозноситься ими, подобно евангельскому фарисею. Такое лицемерие происходит обычно тогда, когда человек, постясь телесно, забывает о посте духовном, и превращает средство – телесный пост, в главную цель своего мнимого подвижничества. Если человек лишь воздерживается от пищи и не заботится об очищении души, то он оказывается лжецом перед Богом и уподобляется злобным демонам, которые вообще ничего не едят. От такого лицемерного поста да избавит нас Господь Бог.