Возвращение храма

str14-18-9 мая во всем мире отмечалась 67-я годовщина победы над фашистской Германией. В Саратове 6 мая, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, впервые состоялся крестный ход, посвященный подвигу воинов и всего нашего народа в годы Великой Отечественной войны. О том, при каких обстоятельствах в 1942 году был возвращен Свято-Троицкий (Старый) собор общине верующих, этот небольшой рассказ – один из первых в серии документальных публикаций об истории собора в годы Великой Отечественной войны. (ИСТОРИЯ СВЯТО-ТРОИЦКОГО СОБОРА В ДОКУМЕНТАХ)

Трагической датой в истории старейшего и любимого многими поколениями саратовцев храма останется 13 сентября 1934 г. В этот день прозвучал приговор Свято-Троицкому собору – президиум Саратовского городского Совета депутатов трудящихся постановил: «В виду бесхозяйственности в церкви, разрушение кирпичной кладки стен, оград и наличие трещины в арках колонн, невыполнение обязательства о произведении ремонта – договор с коллективом верующих расторгнуть и церковь передать Краевому Музею для научных целей» (правописание по оригиналу документа – А.В.).

Через восемь лет, в самый тяжелый период Великой Отечественной войны – битвы под Сталинградом, собор возвратили верующим.

12 сентября 1942 г. в город Куйбышев по адресу Лесной переулок, дом № 95 на имя А.А. Комарова (архиепископа Андрея) была отправлена теле-грамма, подписанная зам. пред. Саратовского горсовета А.Ф. Железняковым: «Организовать общину верующих в Саратове разрешаем, предоставляем для службы Старый Собор, принимаем меры к подысканию утвари, шлите Вашего представителя для решения практических вопросов» . Началась эвакуация из Собора музейного имущества. В отчете о работе Саратовского областного музея краеведения за 1942 г. читаем: «В марте месяце 1942 г. перетаскивали оборудование и экспонаты из здания музея в фондохранилище, которое находилось в соборе. При уплотнении в связи с тем, что в соборе предоставили место для ГАУ НКВД СССР (Главное архивное управление НКВД СССР – А.В.), снова пришлось перетаскивать фонды. А в октябре 1942 г. собор был возвращен общине верующих, и фонды пришлось спешно переносить в здание музея… До сего времени в соборе остаются в двух изолированных комнатах вещи музея (тяжелые плуги, бороны, машины, ящики с археологическими коллекциями). При помощи бывших сотрудников музея Трофимова В.И и Синицына И.В. определены наиболее ценные материалы антирелигиозного отдела, археологические коллекции и другие вещи, которые уложили в ящики и поместили в подвальное помещение, в целях сохранности их от возможных воздушных бомбардировок». Свято-Троицкий собор в 1949 г.

Впервые вопрос о передаче здания Троицкого собора в аренду верующим str14-2рассматривался на заседании Саратовского горсовета 3 октября 1942 г. Через пять дней – 8 октября, состоялось решение исполкома Саратовского горсовета: «здание церкви быв. Старый Собор, по улице имени Ленина, № 6 передать группе верующих в бесплатное пользование для культовых целей». В этот же день – 8 октября 1942 г. – был подписан договор «группой верующих, в числе 20 чел.» и зам. пред. горсовета Андреем Фроловичем Железняковым: «Исполком Саргорсовета депутатов трудящихся передает группе верующих православного вероисповедания для нужд культа здание церкви в г. Саратове по улице Ленина, дом 6 (бывший Старый Собор) и культовое имущество, перечисленное в прилагаемой к договору и подписанной описи, в бессрочное бесплатное пользование».

Комментируя публикацию дневников архиепископа Григория (Чукова), Лидия Александрова-Чукова пишет: «Подготовка “старого” собора к открытию, комплектование причта и двадцатки, а также назначение настоятеля было осуществлено бывшим архиепископом Саратовским Андреем (Комаровым). Открытие и освящение собора архиепископом Андреем, состоявшееся 7 октября 1942 г., было отмечено благодарностью в Патриархии».

str14-3О дальнейшем развитии событий вспоминает монахиня Неонилла (Борковская): «И вот бегут к нам в квартиру соседи и кричат: “Церковь открыли!” Точно помню, что узнали мы об этом под праздник преподобного Сергия Радонежского, который отмечается 8 октября. Тогда я, моя подруга и еще кто-то из соседей стали узнавать, как в церковь добраться. Нам объяснили, что нужно дойти до Крытого рынка, потом вверх до улицы Ленина, а затем вниз, к Волге, где и находится Троицкий собор. Пришли мы в церковь уже к службе. Внутри горят лампадочки, все очень благолепно. Мне показалось, что я попала в рай. Служил о. Михаил (Лобачев). Говорили, что он бывал на Афоне. О. Михаил обладал редким бархатным голосом. Когда он выходил помочь на клирос, если там не было певчих, то было впечатление, что поет хор. Я не раз удивлялась: вижу, что стоит один батюшка, а поет целый хор.

Утром пришли к Литургии до начала службы, и нас всех встретил настоятель Свято-Троицкого собора о. Борис (Вик), будущий епископ Саратовский и Вольский. Он вел работы по ремонту еще неустроенного храма. Забот у него было много и по ремонту, и по богослужению…

…В церкви сделали иконы из каких-то картонок, в них потом завелись клещи, которых долго выводили. Крещальня была в сторожке при церкви, где стоял куб с водой. Печи стояли в алтарях, в верхнем храме еще и по углам притвора, а в нижнем храме в трапезной части была одна печь. Бывало, затопят печь в алтаре, а дым весь летит в храм, глаза ест. Прихожане открывают двери и выпускают последнее тепло». Епископ Борис (Вик)

Свою первую проповедь 8 октября 1942 г. отец Борис (Вик) начал так: «Православные христиане, после долгой разлуки с вами Господь привел мне опять вернуться в мой родной город Саратов и родную церковь». – В толпе послышались рыданья. «Тише, тише», – остановил священник, и рыданья стихли. «Наша святая Церковь и родная русская земля переживают тяжелое время, наш народ ведет Отечественную войну против разбойников фашистов, которые несут рабство русскому народу и поругание святой Церкви. Они убивают стариков, детей и женщин, а молодых девушек загоняют в публичные дома… Наша Красная Армия ведет героическую борьбу с фашистским зверьем. Православные христиане, победа сама к нам не придет, нам надо сплотиться воедино и показать свой истинный русский патриотизм, как на фронте, так и в тылу, и уничтожить гитлеровское зверье, и тогда мы будем жить мирно».

По заданию райкома на этом богослужении присутствовали «бдительные str14-4граждане», которые, как товарищ Чумакова Е.И. (парторганизация Рязано-Уральской железной дороги), докладывали в отдел информации горкома ВКП (б): «Чувствуется, что священник читает газеты и идет в ногу с общественностью, в своей проповеди он меньше говорил о боге, а больше о значении данного момента…»

Коммунистка парторганизации Р.-У. ж. д. Артюкова так передала свое впечатление от первой проповеди настоятеля Троицкого собора: «Священник осветил положение на фронтах и особенно бои под Сталинградом. В своей речи призывал к борьбе за победу и ненависти к немцам. После проповеди обратился к толпе, чтобы меньше разговаривали, не рассказывали, что де-лается в церкви. Сказал, что крещение детей до года будет производить с согласия родителей при наличии регистрации из ЗАГСа, венчание тоже.

Одна старушка, выходя из церкви, благодарно говорила: “Спасибо Сталину, священника хорошего прислал, и лицом хорош, и речист”». Член ВКП (б) Разумова сообщила: «В церкви преобладали женщины, больше пожилые, но были военные и молодежь…. Одна говорит: “Смотри, сколько детей, да они молиться не умеют”. Ей отвечают: ”Научатся, теперь батюшка будет Закон Божий преподавать в школах…”

Присутствующие разговаривали: “Вот разрушили такое сокровище, а теперь восстанавливают”; “Смотри-ка, сколько народу… а то всё говорят, что мало верующих, а ведь столько даже церковь вместить не может, а еще будут открывать в городе церкви Петра и Павла и Духосошествия”».Интерьер верхнего, Троицкого храма в 1949 г.

О числе верующих, посещавших службы, вспоминает и монахиня Неонилла (Борковская): «Народу было очень много, стены “плакали” от влаги. Матушки с табуреток (стремянок тогда не было) швабрами обтирали стены, с которых струились потоки воды…»

Инструктор по информации горкома ВКП (б) тов. Абкина 15 ноября 1942 г. суммировала докладные записки о слухах и настроениях секретарю горкома тов. Киселеву: «В церкви бросается в глаза большое количество пожертвований. Подносы с деньгами едва успевали очищать, так быстро они наполнялись. К алтарю подносились продукты питания, мануфактура, ковры, овощи и цветы. Открытие церкви многие верующие связывают с началом будущих изменений в общей жизни страны. Слышатся разговоры: “Наконец-то, cоветская власть признала религию”».

С этого времени Старый собор стал пастырскобогословскими курсами для прибывающих из разных мест Саратовской и Сталинградской областей священников, центром подготовки причта в открывающиеся храмы. И, слава Богу, что это служение в течение 70-ти лет больше не прерывается.

Подготовил Андрей Воронихин