Возрождение опыта древней Церкви

str4-1(1)В июле мы вспоминаем подвиг первоверховных апостолов Петра и Павла, которые своей проповедью не только привели множество людей ко Христу, но и учили их жить по вере. А как в наши дни происходит религиозное образование? Об этом мы беседуем с руководителем епархиального Отдела религиозного образования и катехизации иереем Сергием Штурбабиным.

– Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, как вера вошла в Вашу жизнь?

– Мой церковный путь начался с выбора. В начале девяностых, когда я был еще подростком, появилось множество религиозной литературы, в том числе и сектантской. У меня в то время было ощущение внутренней пустоты, желание найти что-то, чему названия я не знал. Тогда по телевизору часто показывали беседы архиепископа Василия (Родзянко). И к нам в школу стали приходить священники.

Однажды в наш класс пришел настоятель храма во имя Михаила Архангела г. Балашова протоиерей Александр Болдаев. После этой встречи у меня возникло стремление ходить в храм, и уже через месяц после своего первого посещения храма я решил стать священником. Это ничем не объяснимое стремление я связываю с призывающей благодатью Божией. Отец Александр, узнав о моем желании, дал мне молитвослов на церковнославянском языке, показал, как нужно читать правило, и вскоре определил меня на клирос. Я старался ходить на службу как можно чаще, как только появлялось свободное время. А так как я учился днем, оно появлялось чаще вечером, наверное, поэтому до сих пор очень люблю вечернее богослужение.

После окончания 11 класса по благословению отца Александра я поступил в Саратовскую православную духовную семинарию. В те годы она только возрождалась – мы поступили, когда ее заканчивали воспитанники первого набора. Мне запомнилось общее воодушевление, которое испытывали в то время и преподаватели, и семинаристы.

К моменту окончания семинарии мне исполнился 21 год. Я в то время не готов был выбрать образ дальнейшего служения Церкви: принимать постриг или жениться. Поэтому решил поступать на дневное отделение Московской Духовной академии. Обучение в ней давало мне время на раздумья и возможность приобрести жизненный опыт. А кроме того, мне всегда нравилось и до сих пор нравится учиться.

Самое большое преимущество Московской Духовной академии – ее пребывание в стенах Троице-Сергиевой Лавры, которую вполне справедливо называют сердцем России. Сама атмосфера, строй лаврской жизни, возможность прикоснуться к подлинному духовному опыту, исповедоваться у опытных духовников очень многое мне дали.

– Вы являетесь руководителем Отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии. Расскажите, когда и зачем был создан этот отдел?

– Подобные отделы существуют во всех епархиях Русской Православной Церкви. В Саратовской епархии отдел был создан девять лет назад. Основной его задачей является координация усилий отдельных приходов в области религиозного образования мирян. Прежде всего это касается деятельности воскресных школ для детей и взрослых. Ведь воскресная школа – это одно из основных звеньев катехизации на приходе.

В древности люди, желающие вступить в Церковь, сначала проходили предкрещальную подготовку, а после Крещения посещали тайноводственные беседы, на которых узнавали смысл и последование Таинств. И сегодня основная задача катехизации состоит в том, чтобы человека уверовавшего, намеревающегося принять Таинство Крещения, подготовить к его осознанному восприятию, чтобы он стал христианином не только по имени, но и на деле.

Другим важным направлением деятельности отдела является взаимодействие со светскими образовательными учреждениями. Церковь живет в обществе и не может игнорировать то, что творится в светской системе образования. Взаимодействие с высшими и средними учебными заведениями, возможность обратиться к сердцам подрастающего поколения. В том числе через преподавание в школах Основ православной культуры.

– Сегодня даже среди верующих людей (не говоря уже о сознательных атеистах) порой можно услышать рассуждения о том, что ОПК ограничивает свободу ученика, что в настоящее время квалифицированно преподавать курс некому. Что Вы думаете по этому поводу?

– Предметы духовно-нравственной направленности в современной школе обязательно должны быть. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно озвучивал эту позицию Православной Церкви. И успешно проводящийся в настоящее время в 22 регионах нашей страны эксперимент преподавания Основ религиозных культур и светской этики в школах подтвердил правоту нашей позиции. По своей сути ОПК или похожий на него курс с другим названием – это светский предмет, а не Закон Божий, который преподается в воскресных школах. Несколько поколений нашего народа были оторваны от своих отеческих традиций, не знали ничего о том, что было связано с религиозной жизнью. И расцвет различного рода суеверий в наши дни – прямое следствие духовного голода.str5-1

ОПК знакомит школьников с культурой своего народа. Этот курс помогает разрушить искусственно выстроенную в советские годы преграду между Церковью и обществом. Я вспоминаю себя в детские годы. В Балашове храм стоял на пересечении главных улиц города. Мы всегда проходили мимо него с неким трепетом и уважением, но зайти внутрь боялись. Причем останавливал нас не страх перед гонением властей, тогда, в конце восьмидесятых, его уже практически не было, а ощущение реально существующей преграды, через которую трудно было перешагнуть. ОПК разрушает эту преграду. А войти ли в храм, стать ли постоянным прихожанином зависит от свободного выбора ребенка, семейной традиции, в которой он воспитывается.

На уроках дети не только знакомятся с традициями своего народа, но и видят примеры нравственного поведения. И кто знает, может, в какой-то момент ребенок не совершит дурной поступок или, совершив, найдет в себе силы исправиться, имея перед глазами положительный пример отношения к Богу, к ближним, к самому себе, наконец.

Что касается кадров, то этот предмет преподавать должны специалисты. И у нас есть достаточное количество православных мирян-педагогов, которые вполне могут нести это служение. На протяжении семи лет в нашей епархии действуют курсы повышения квалификации для педагогов по специальностям ОПК и История мировых религий. Они организованы совместными усилиями Саратовской епархии и СГУ.

– Какие события, мероприятия особо запомнились Вам за годы работы в отделе?

– Возрождение института оглашенных, которое началось на приходах несколько лет назад. Я помню, как в девяностые годы широко обсуждался вопрос о том, нужно ли убрать из чинопоследования Литургии ектенью об оглашенных, так как этот институт фактически исчез. Тогда, 15-20 лет назад, никто и помыслить не мог, что институт оглашенных может быть возрожден. И что мы видим сегодня? Начинают возрождаться формы и методы работы древней Церкви. Появились приходы, на которых священники по своей инициативе, не дожидаясь распоряжений сверху, стали проводить предкрещальную подготовку людей. Владыка благословил проводить крещальные Литургии, к которым мы долго готовили оглашенных.

В этом году, когда крещальная Литургия проходила в Свято- Алексиевском женском монастыре, после совместного богослужения и Причастия, мы собрались на общую трапезу. У всех присутствующих возникло чувство, что мы прикасаемся к опыту раннехристианской общины. Когда читаешь книги об истории ранних христиан, испытываешь внутренний трепет и ощущение того, что мы нечто потеряли. На крещальной Литургии мы почувствовали дыхание древней Церкви, которое никогда не умирало.

– Еще одно Ваше церковное послушание также связано с проповедью Слова Божия. Вы – заведующий библиотекой Саратовской семинарии. Воспользоваться ее фондами могут только семинаристы или все желающие?

– Наша библиотека преимущественно учебная, поэтому основной контингент читателей составляют преподаватели, студенты очного и заочного отделений семинарии. К сожалению, мы стеснены в помещении, но все же стараемся дать возможность всем желающим поработать в нашей библиотеке. Конечно, если вы хотите просто почитать душеполезную литературу, лучше обратиться в приходскую библиотеку. Но если для научной деятельности вам нужна специальная литература, можно поработать с нашими фондами. Для этого нужно написать прошение, в котором указывается цель работы в библиотеке. После его рассмотрения читателю предоставляется неограниченная возможность пользоваться фондами в читальном зале и ограниченно – на абонементе, теми книгами, которые безболезненно для учебного процесса мы можем выдать на дом.

Фонд нашей библиотеки не очень большой – 16,5 тыс. наименований, 42,5 тыс. экземпляров. Но в него входит специфическая богословская литература, поэтому наш фонд – уникальное собрание. Мы, конечно, не можем состязаться с областной научной библиотекой по количеству древних, старопечатных книг. Но вся православная литература, которая издается в наши дни, поступает в нашу библиотеку. Фонд пополняется через епархиальный склад, большие подарки делает нам Владыка Лонгин из своей личной библиотеки. Владыка, будучи ректором семинарии, проявляет большой интерес к работе библиотеки. За годы его управления нашей епархией фонд библиотеки вырос более чем вдвое.

– Что бы Вы пожелали сделать настоятелям для повышения интереса прихожан к церковной библиотеке?

– Верующие люди зачастую и так ответственно относятся к чтению духовной литературы. Но часто прихожане не знают, с чего начать чтение духовной литературы, какая книга подходит им на данном этапе церковной жизни, что соответствует их уровню образования. Можно предложить проводить на приходах выставки новых поступлений, где священник или работник библиотеки расскажет о новых книгах, посоветует нужную литературу. Тогда прихожане будут активнее обращаться в библиотеку.

Беседовада Марина Шмелева