«Верх апостолов»

29 июня/12 июля Святая Церковь торжественно совершает празднование святым славным и всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу. Хотя святые Петр и Павел по достоинству своему во всем равны прочим апостолам, однако Церковь особо отличает их, усвоив им наименование «первоверховные», «верх апостолов», «Богопроповедников предстоятели» и учредив для них особый день празднования. Основанием для такого особого чествования служат обстоятельства их жизни и духовный их подвиг. Об этом читателям рассказывает клирик нашего собора протоиерей Михаил Беликов.

Святой Петр (первое имя – Симон), отличавшийся ревностью по Боге, решительностью, пылкостью и, даже, горячностью характера – родом иудей, простой рыбак, брат апостола Андрея, был самым ревностным из числа 12 призванных Христом апостолов. Названный  Кифой  (греч. – Петр, камень)  в награду за твердость в вере, он оставался верен этому имени, хотя вера его претерпела тяжкое испытание в страшную ночь перед распятием Христа, когда он отрекся от своего Спасителя. Глубочайшим покаянием сподобился он по Воскресении Христовом восстановления в чине апостольском и вторичного призвания на апостольское служение и всю оставшуюся жизнь сохранял твердую, как камень, веру и старался внушать ее людям. Церковь называет его «первоначальником апостолов», т. к. он первый из апостолов исповедал Спасителя Мессией и Сыном Божиим, первым начал проповедовать о Его Воскресении, и, хотя и считается апостолом иудеев, первым положил начало обращению язычников. Апостол Петр был первым в любви ко Христу, однако это не давало ему первенства власти над другими апостолами, но лишь первенство чести по трудам апостольским. Великие чудеса сопровождали проповедь св. Петра – он воскрешал мертвых, исцелял больных, недужные исцелялись даже от его тени. Апостол Петр оставил после себя два соборных послания.

Святой Павел (первое имя – Савл), второй из удостоенных наименования «первоверховный», даже не был в числе 12 апостолов, не был свидетелем жизни, смерти и Воскресения Христа Спасителя. Он был иудей, родом из Тарса, богослов, ученик знаменитого учителя Гамалиила, по убеждениям – фарисей. Сначала он был ревностным гонителем христиан, разыскивал их и предавал на смерть и мучения. Чудесным образом он был обращен самим Господом, явившимся ему на пути в Дамаск, призван Им к апостольскому служению, и с того времени стал ревностнейшим проповедником Слова Божия. Он проповедовал преимущественно среди язычников и поэтому получил наименование апостола языков. С проповедью о Христе апостол Павел обошел добрую половину Римской империи, везде учреждая первые христианские общины. По его собственным словам, он потрудился в деле благовестия Христова более всех прочих апостолов, но вместе с тем  всегда с глубоким смирением помнил, что был когда-то врагом и гонителем Церкви, и потому считал себя меньшим из апостолов, недостойным апостольского наименования. Успеху его проповеди способствовали убежденность, глубокое разумение христианских истин, знание человеческого сердца, природное красноречие, мужество в опасностях, стойкость в испытаниях. Всецелая любовь ко Христу и ближнему, преданность делу проповеди были причиной того, что святой Павел сподобился от Господа чрезвычайных откровений – он был восхищен до небес и слышал такие тайны, которых никому из живущих и пересказать невозможно. Совершал он и великие чудеса. Любовь ко Христу была столь велика, что апостол желал разрешиться от временного жития, чтобы всегда оставаться со Спасителем. С другой стороны – ревность о благовестии, желание спасения ближнему доходили до того, что святой Павел желал быть даже отлученным от Христа, только бы спаслось его проповедью как можно больше людей. Апостол Павел оставил 14 посланий.

Оба первоверховных апостола запечатлели свою любовь ко Господу мученической кончиной, перенеся в своей жизни множество трудов, лишений, бед и напастей. Они были казнены в Нероново гонение в 67 г. Некоторые считают, что кончина их случилась в один день – 29 июня (по ст. ст.).

Святой Петр был распят на кресте (по его просьбе – вниз головой, он считал себя недостойным принять такую же смерть, какую претерпел его Божественный Учитель). Апостол Павел (как римский гражданин) был усечен мечем.

Какое же значение для нас, живущих ныне христиан, имеет духовный подвиг святых Первоверховных апостолов? Пусть ответит на этот вопрос блаженный Августин, епископ Иконийский: «Итак, братья, празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их и чистоту исповедания. Любя в них эти высокие качества и подражая их великим подвигам, “во еже уподобитися” им, и мы достигнем того вечного блаженства, которое уготовано всем святым. Стезя жизни нашей прежде была тяжелее, тернистее, труднее, но толиким “облежащим нас облаком свидетелей” (Евр. 12, 1), прошедших по ней, соделалась ныне для нас она и легче, и глаже, и удобопроходимее. Сперва прошел по ней Сам Начальник веры и Совершитель Господь наш Иисус Христос (Евр. 12, 2); за Ним последовали Его неустрашимые Апостолы; потом мученики, отроки, жены, девы и сонм свидетелей. Кто же действовал в них и помогал им на этом пути? – Тот, Кто сказал: “Без Мене не можете творити ничесоже” (Ин. 15, 5)».

Протоиерей Михаил Беликов, 16 июня 2019 года