Величественный образ пронзительной силы

Стрелецкий Заступник

День Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа для Саратовской епархии — особый праздник. В этот день чествуется главная святыня Саратова, которая издавна считается хранительницей города и всей саратовской земли: образ Спаса Нерукотворного находится в Саратове с момента его основания, в древнейшем в епархии Троицком соборе. До революции эта чудотворная икона была окружена совершенно исключительным почитанием. К сожалению, сегодня этот факт мало известен нашим землякам. Однако история Троицкого Спаса и то удивительное воздействие, которое образ оказывает на души людей, соприкасающихся с ним, свидетельствуют о том, что перед нами — великая святыня.

Когда говорят, что образ Спасителя был принесен из Москвы в Саратов в конце XVI века служилыми людьми — стрельцами, то обычно добавляют: «по преданию». Действительно, прямое документальное подтверждение этому факту трудно было бы найти, но так часто бывает в истории. Картина прошлого складывается обычно из различных свидетельств, как мозаика. В случае с Троицким Спасом мы имеем вполне достоверные подтверждения этому преданию, полученные из уст историков, краеведов и реставраторов.

Первые полтора-два столетия своего существования Саратов имел вид небольшого военного укрепления, построенного для защиты русских земель от хищных азиатских орд, кочевавших со своими стадами в обширных заволжских степях. Сначала оно располагалось на левом берегу Волги, затем было перенесено на правый. Известно, что «фортеция» (окраинный город-крепость), получившая название Саратов, была заложена в 1590 году князем Григорием Засекиным, примерно в то же время, что и Царицын, Самара, Пенза, основанные им же. Там также несли свое служение московские стрельцы, и во всех этих городах издавна особо почитались иконы Спаса Нерукотворного. В 2002 году, и это небывалый случай в современной России, изображение Спасителя вернулось на официальный символ — флаг Пензенской области!

«Нерукотворенный Спас считался покровителем стрельцов, почему и изображался на их стрелецком знамени,— поясняет читателю краевед В.П. Соколов, оставивший нам подробнейшее исследование о Троицком соборе и его святыне, изданное в 1904 году.— Покровительство же, или Божие заступление, в данное время было для стрельцов необходимее, чем когда-либо прежде: Саратовский край в то время был слишком удален от центра тогдашней России — Москвы и слишком подвержен был всякого рода опасностям со стороны диких заволжских орд и кочевников… Стрельцы только и могли надеяться на небесную помощь».

Есть также мнение, что саратовский Спас непосредственно связан с Троице-Сергиевой Лаврой и представляет собой хорошо выполненную копию Нерукотворенного Образа работы преподобного Андрея Рублева — фрески лаврского Троицкого собора.

Предание об основании Саратова и принесении сюда Спаса Нерукотворного стало основой росписи паперти нижнего, Успенского, храма Троицкого собора Саратова, которая была выполнена палехскими мастерами несколько лет назад.

XIX век — начало XX века — время особого почитания этого чудотворного образа в Саратове. Вернемся к рассказу «троицкого летописца» В.П. Соколова: «Прославление иконы началось с 1812 года благодаря следующему событию. В этом году к соборному священнику пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сказал, что хозяин его, Михайлов, чудесным образом исцелившийся от какой-то опасной болезни, написал ему, приказчику, из Рязани об этом событии и просил его, чтобы он отыскал образ Спасителя, который, по его словам, должен был быть в соборе над южною наружною дверью, и просил при этом приказчика сделать на образ ризу. Образ отыскали и внесли его внутрь церкви; приказчик сделал ризу сребропозлащенную и отслужил перед образом благодарственный молебен».

С тех пор молебны и акафисты Спасителю служились ежедневно как в храме, так и в домах обывателей. Образ был весь увешан «подвесами» из чистого серебра, изображающими собой разные части человеческого тела: сердца, груди, глаз, ушей, рук, ног — дарами благодарных исцеленных. Когда таких подвесов стало слишком много, часть из них была переплавлена на украшения для чтимых икон: получилось 10 сребропозлащенных венцов и две ризы.

Почитание иконы Спаса Нерукотворного было настолько велико, что в XIX веке с нее было сделано несколько копий для христолюбивого воинства, в частности, для солдат, направлявшихся на войну с турками (1877 год). Еще одну точную копию вывозили «на требы» в дома саратовцев. Так происходило вплоть до революции. В 1934 году при закрытии собора и древний образ Спасителя, и список с него были изъяты и переданы в краеведческий музей. Одна из двух этих икон пропала бесследно. В 1942 году Спас вернулся в Троицкий собор, но до середины 2000-х годов, когда началась капитальная реставрация храма и чтимых храмовых икон, никто не мог сказать: та ли это, «стрелецкая», икона или ее копия.

Господь всегда видит наше сердце

Ко времени начала реставрации икона находилась в тяжелейшем состоянии: доски деревянной основы разошлись, повредив холст с иконописным изображением; произошли значительные утраты красочного слоя. Лак на иконе так потемнел, что лик Спасителя стал почти неразличимым. Было понятно, что доверить реставрацию можно только специалистам высочайшего уровня. Было также принято решение, что и на время «лечения» Спас должен оставаться в Саратове.

Для помощи и консультаций в Саратов приезжали такие «классики» отечественной реставрации, как реставратор высшей категории ГосНИИР Е.М. Кристи, ведущий реставратор музея Андрея Рублева Б.П. Еремин. Икона задала специалистам ряд таких загадок, что воспоминания художника-реставратора Бориса Криницына об этой работе (они были опубликованы в 2007 году в журнале «Православие и современность») читаются как захватывающий «реставрационный детектив». Вот как произошло знакомство специалистов с образом: «Когда с иконы сняли оклад, и она оказалась под ярким светом, все, кто стояли перед ней, пережили чувство, далеко выходящее за границы реального: у всех на глазах Спас преобразился. Темнота иконы стала постепенно растворяться и исчезать, как будто внутри нее появился собственный свет и стал рассеивать тьму… Всем открылся величественный образ пронзительной силы. Рисунок форм поражал своим совершенством и выверенностью пропорций. В нем была та монументальность и отрешенность от земного мира, которая так характерна для классической русской иконы. В этом проявлении иконы, произошедшем на наших глазах, была неожиданность чуда, и это потрясение надолго осталось в памяти».

Эксперты и искусствоведы обычно очень осторожны в определении времени написания иконы, потому что редкий образ дошел до нас без записей и переделок. Следы доработок XVIII–XIX веков есть и на иконе Спасителя. Однако можно утверждать, что Его лик, одновременно строгий и милостивый,— это изображение работы древних мастеров, а сама икона первоначально представляла собой воинскую хоругвь. Задачей реставраторов было максимально сберечь историческую авторскую живопись. Были убраны лишние слои потемневшего лака. Несколько посветлев, икона все же сохранила свою величественную строгость, свой прежний суровый покой.

— Первая встреча с этим образом оставила у меня очень глубокое чувство. Лик Христа ты практически не видишь, но понимаешь, что твоя душа, твое сердце, твои мысли для Бога — как на ладони,— говорит настоятель собора игумен Пахомий (ныне Епископ Покровский и Николаевский). — Есть интересное предание, мне рассказывали его многие люди,— о том, что только чистые сердцем могут рассмотреть этот образ. Даже сейчас, когда он отреставрирован, нужно очень большое внимание, чтобы увидеть Христа, его благословляющий взгляд, который пронизывает до глубины души. Но в этом предании есть своя правда и очень глубокий смысл: Бог невидим, но Он — всегда видит всего человека. Поэтому, подходя к иконе, прося чего-то у Бога, нужно, прежде всего, всмотреться в свое сердце, которое видит Господь,— нет ли там вражды, зависти, неправды, других страстей, которые отделяют нас от Него?

В Троицком соборе Саратова день Перенесения Нерукотворенного Образа отмечается почти как престольный праздник.

Наталья Горенок