«Церковное шитье: история и современность».

Руководитель кружка церковной вышивки при саратовском Свято-Троицком кафедральном соборе Сергиенко Ю.А., и член кружка Бударина Н.В. приняли участие в международной научно-практической конференции, посвященной памяти российского искусствоведа, специалиста в области древнерусского лицевого шитья, старейшего музейного деятеля России Наталии Андреевны Маясовой. Рассказывает Юлия Сергиенко.

Конференция проходила с 10 по 12 октября 2019 г. в Санкт-Петербурге. Ее организатором стала золотошвейная мастерская «Убрус» Санкт-Петербурга при поддержке Государственного Русского музея и Санкт-Петербургского Творческого союза художников России (ТСХР). В конференции приняли участие более 100 человек из различных регионов России, Украины, Белоруссии. Были проведены пленарные заседания, мастер-классы, круглый стол. Перед началом конференции для всех участников и гостей был совершен молебен.

Конференция началась с открытия выставки современного церковного шитья «Точка притяжения», расположившейся в выставочных залах ТСХР. На выставке были представлены многочисленные работы ручной вышивки современного церковного шитья, основанные на многовековых традициях возрождаемого  церковного искусства: плащаницы, покровы, хоругви, пелены, закладки, оклады, облачения и декоративные миниатюры, выполненные в техниках древнерусского шитья. Подобные конференции и выставки проводятся регулярно и очень плодотворны.

Доклады, прозвучавшие на пленарных заседаниях в лектории Государственного Русского музея, имели высокий научный уровень и были интересны при этом не только специалистам, но и широкой аудитории. Свои доклады представили ведущие научные сотрудники музеев и университетов, художники-реставраторы, руководители золотошвейных мастерских, преподаватели церковного искусства.

Пленарные заседания продолжались два дня. В эти дни проводились мастер-классы для участников конференции, на которых опытные специалисты делились приемами вышивки и другими секретами изготовления изделий церковного искусства.

В заключительный день конференции состоялся круглый стол, посвященный развитию и проблемам современного церковного шитья, в том числе вопросам организации, работы и обучения в золотошвейных мастерских и кружках церковной вышивки при храмах. Участники делились личным опытом и спецификой работы в своем регионе, затрагивали разные стороны творческой деятельности церковных вышивальщиц. Во время работы круглого стола, в неформальной обстановке было интересно познакомиться с опытом вышивальщиц не только Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных духовных и культурных центров России, Украины, Белоруссии, но и прочих регионов (Владивосток, Крым), только недавно начавших возрождать традиции. По окончании конференции ее участники поблагодарили организаторов за радушный прием и высокий уровень организации.

Можно надеяться, что в будущем и наш город на подобных мероприятиях будет достойно представлен – и работами, и интересными докладами. Ведь в Саратове существовала своя крупная золотошвейная мастерская, уничтоженная после революции 1917 г. вместе с женским Крестовоздвиженским монастырем. Музеи Свято-Троицкого собора и  Саратовской митрополии, Краеведческий музей и Художественный музей им. А.Н. Радищева хранят и выставляют в экспозиции старинные образцы церковного искусства. Уже десятки лет художники, иконописцы и рукодельницы Саратова интересуются церковным искусством, учатся и пробуют свои силы на этом поприще. Третий год работает вышивальный кружок при нашем Свято-Троицком соборе, где рукодельницы знакомятся с основами церковной вышивки (все интересующиеся и желающие могут присоединиться к его работе).

Конечно, большую часть облачений и предметов, участвующих в богослужении, сейчас изготавливают с использованием вышивальных машин, и даже встречаются предметы, изготовленные с использованием лазерной печати по ткани, но очень хорошо, что история и традиции церковного шитья не забываются, сохраняются и возрождаются.