Труд жизни – литературное миссионерство

str111Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1898 г. в Ирландии. Детство мальчика было счастливым, мать заботилась о его нравственном воспитании. Но когда мальчику не было ещё и 10 лет, она неожиданно умерла. Н. Трауберг, переводчик и исследователь творчества писателя, считает, что именно тогда он потерял веру, когда молил и не смог умолить Бога исцелить больную мать. Отец, человек сурового нрава, отдал Клайва в закрытую частную школу, которую писатель вспоминал с содроганием.

Желание «быть хорошим без Христа» зиждется на двух ошибках. Во-первых, это нам не под силу, во-вторых, это – не цель нашей жизни. Нельзя взобраться одному на высокую гору святости, но если бы мы и взобрались, мы бы погибли во льдах и в разреженном воздухе. Начиная с определенной высоты, не помогут ни ноги, ни топорик, ни веревка. Нужны крылья: дальше придется лететь. Клайв Льюис, «Человек или кролик?»

Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1898 г. в Ирландии. Детство мальчика было счастливым, мать заботилась о его нравственном воспитании. Но когда мальчику не было ещё и 10 лет, она неожиданно умерла. Н. Трауберг, переводчик и исследователь творчества писателя, считает, что именно тогда он потерял веру, когда молил и не смог умолить Бога исцелить больную мать. Отец, человек сурового нрава, отдал Клайва в закрытую частную школу, которую писатель вспоминал с содроганием.

Клайв Льюис В 1917 г. Льюис поступил в Оксфорд, но скоро был призван в армию и ушёл на фронт. Воевал во Франции, был ранен. Затем продолжил своё обучение в университете, по окончании преподавал философию и английскую литературу.

До тридцати лет Льюис был атеистом. Он дружил с писателем Дж. Р.Р. Толкиеном и много спорил с ним о вере. И вдруг однажды Льюис совершено иначе увидел мир. Неожиданное обращение побудило его делиться мыслями о вере. Он пишет лекции, проповеди, эссе, трактаты.

В начале Второй мировой войны выходит его трактат «Страдание», в 1941 г. в газете впервые были опубликованы «Письма Баламута», которые принесли Льюису мировую известность. Беседы-проповеди по радио 1942-1943 гг. становятся книгой «Просто Христианство». В 1943 г. Льюис впервые читает друзьям притчу «Расторжение брака».

В наши дни Клайв Льюис стал популярен благодаря экранизации его романа-фэнтези «Хроники Нарнии». «Хроники» состоят из семи сказок, написанных с 1950 по 1956 гг. «Я писал такие книги, какие мне самому хотелось бы прочесть, – заметил в предисловии автор. – Именно это всегда побуждало меня взяться за перо. Никто не желает писать книги, которые мне нужны, так что приходится это делать самому…» За полушутливыми словами чувствуется горечь и укор слишком приземленным современным писателям, утратившим стремление к высотам духа.

Льюис показывает детям красоту нравственных идеалов христианства, но делает это не в назидательном поучении, а в сказочной форме. Его герои – выдуманные персонажи, но их поступки, размышления учат детей искренности, решимости в борьбе со злом. А события нарнийской истории часто напоминают библейские. Так, в сказке «Племянник чародея» Создатель Аслан, который является в облике сияющего льва, творит мир. Описание творения очень похоже на библейское: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву и древо плодовитое» (Быт.1,11). В сказке «Лев, колдунья и платяной шкаф» Аслан жертвует собой, воскресает и побеждает Белую Колдунью. В «Покорителе зари» автор предлагает нам притчу о грехе и покаянии. «Последняя битва», в которой явно слышны мотивы Апокалипсиса, рассказывает о зловещей подмене Аслана Лжеасланом, которую организовал циничный обезьян Хитр. Небольшая примесь правды укрепляет ложь, превращая её в ложь могучую, победоносную. Нарния гибнет, но продолжает жить в вечности.

Один критик как-то заметил, что сказки Льюиса не готовят детей к практической жизни: прочитав их, не научишься строить лодку. «Не научишься, – ответил Льюис, – зато будешь знать, как себя вести, если когда-нибудь окажешься на борту тонущего корабля».

Особо следует отметить известные «Письма Баламута». В «Письмах» опытный бес-искуситель даёт советы своему племяннику, как эффективнее искушать людей. Читаешь их и поражаешься, как точно показаны обычные искушения простого человека. Ведь все мы то и дело попадаемся на эти крючки. Истины христианской аскетики Льюис показал нам с «обратной стороны». Тем удивительнее, что, по словам автора, он «не заслужил комплимента, что много изучал нравственное и аскетическое богословие, а потом, словно спелый плод, как бы упала эта книга. Есть и другой, вполне надежный, путь, искушения и соблазны можно изучать проще: “Явило сердце мне всю злобу зла”, и в других сердцах я не нуждаюсь».

«Расторжение брака» – это спор с английским поэтом Блейком, утверждавшим, в своей поэме «Брак неба и ада», что зло – необходимая составляющая мироздания. Льюис пишет о расторжении этого брака. Брак Добра и Зла невозможен. Из серого, мрачного города (преддверия ада) люди на автобусе едут на экскурсию…в преддверие рая. Всё просто: свободный выбор – кто хочет, может остаться. Но людские страсти, эгоизм, самодовольство не дают это сделать почти никому. Нелегко преодолеть «адское» состояние духа. Богословы разных времён писали, что уже здесь, на земле, мы обретаем ад, всё глубже погружаясь в себялюбие. Эта притча о том, какими мы можем оказаться в вечности.

Можно найти и прочитать также «Космическую трилогию», «Пока мы лиц не обрели», «Любовь», «Размышления о псалмах», «Человек или кролик?» и многое другое.

Некоторым его произведения не нравятся. «Не лучше ли Библию и отцов Церкви читать?» – говорят они. Лучше. Но часто художественные образы оказывают сильное впечатление на душу. Дети, да и взрослые, видят, как в жизни исполняются христианские заповеди. К тому же, в современной художественной литературе не много произведений, в которых так явно говорилось бы о христианских ценностях. Многим Льюис помог утвердиться в вере, понять, что-то очень важное. Конечно, книги Льюиса не заменят ни Евангелия, ни богослужения, ни молитвы, но они открывают нам радость ощущения близости Бога.

Ирина Романова