Торжество Православия как дело жизни

str13-1 В первой половине 19 века в Саратовской губернии быстро распространялось влияние старообрядцев, действовало множество сект, что не могло оставить равнодушными православных церковных людей. Начали появляться миссионерские организации, целью которых было просвещение жителей Саратовской губернии в духе Православия и благочестия. Причем большую часть работы брали на себя миряне – обыкновение прихожане городских церквей. Благодаря стараниям Владыки Иоанникия II (Руднева) 23 октября 1866 года в Саратове было торжественно открыто Братство Святого Креста. О деятельности Братства рассказывает иерей Максим Плякин.Абсолютное большинство членов Братства не были священниками. Бывали случаи, когда членов Братства рукополагали в священный сан, но основной упор делался на активность мирян.

Главный мотив деятельности братства – миссионерство, духовное просвещение, но помимо этого Братство занималось социальной деятельностью – открыло первую публичную общедоступную библиотеку в Саратове, содержало приют для детей-сирот, бесплатную школу для бедных детей, бесплатную столовую. Существовала обширная сеть разъездных библиотек, т.е. на членские взносы и добровольные пожертвования Братство брало на себя обязательство обеспечивать литературой, просветительскими листками как можно большее количество людей.

Владыка Иоанникий – основатель Братства мечтал увидеть тот день, когда отделения организации появятся во всех крупных селах Саратовской губернии. И, хотя он сам до этого не дожил, но на юбилейном акте Братства было констатировано, что во всех крупных селах губернии есть и библиотеки и станы разъездных миссионеров, т.е. Братство полностью накрыло Саратовскую губернию сетью своих волонтеров-энтузиастов. Причем, как уже говорилось, священников среди членов Братства было очень мало. Руководители организации умели зажечь обычных людей, привлечь их к активной социальной и миссионерской деятельности.

Лидия Русланова
Лидия Русланова

В детском заработном доме, который курировало Братство Святого Креста, между прочим, воспитывалась и наша знаменитая землячка – певица Лидия Русланова, рано оставшаяся без родителей. При этом приюте содержались мастерские, в которых дети обучались различным ремеслам, что давало им возможность получить профессиональные навыки и выходить во взрослую жизнь более уверенно. Лидия Русланова после разгрома Братства и закрытия приюта, некоторое время работала на мебельной фабрике. Потом уже музыкальное дарование взяло свое, а первые вокальные упражнения великой певицы пришлись на то время, когда она солировала в детском хоре при храме Святого Креста, где базировалось Братство до самого своего закрытия.

В храме Святого Креста хранилась главная святыня Братства – огромное древнее деревянное Распятие, которое почиталось горожанами как чудотворное. Предание говорит, что этот крест перенесли в новый Саратов из старого, что за Волгой, где он был найден в пустынном месте близ речки Саратовки. Именно в честь этой святыни Братство Святого Креста получило свое название, с этим огромным Распятием члены Братства участвовали в общегородских крестных ходах перед ним они давали присягу на верность Уставу Братства, здесь же совершались молебны на начало тех или иных дел.

В 1918 году богоборцы разгромили Братство, кто-то из членов организации был арестован, архив изъят (сегодня он находится в Государственном архиве Саратовской области), вся деятельность Братства была объявлена незаконной, а некоторые из его членов стали мучениками за веру.

Сщмч. К. Богородский
Сщмч. К. Богородский

Остановлюсь на судьбе лишь одного из членов Братства – разъездного миссионера Константина Алексеевича Голубева, ставшего священномучеником Константином Богородским.

Он родился на саратовской земле, в селе Барановка нынешнего Вольского района в крестьянской семье, окончил саратовскую семинарию и вступил в Братство Честнаго Креста. Он был отправлен миссионером в родную Барановку, поскольку почти треть ее населения относилась к тем или иным старообрадческим согласиям. А то, что у юноши явный месиионерский талант – было видно уже тогда. И вот за полтора года Константин Голубев привел к воссоединению с Церковью примерно 500 человек. Его заметил Преосвященный Тихон (Покровский) и молодой миссионер получил права уездного, а потом и разъездного епархиального миссионера – т.е. имел право вести диспуты со старообрядцами на всем пространстве нашей епархии. И были случаи, когда священники, сами не обладавшие даром слова, способностью вести дискуссии специально приглашали Константина Алексеевича в свои села, чтобы он помог на публичных собеседованиях.

В самом конце ХIХ века его буквально выпросил в Московскую епархию тогдашний московский Преосвященный — митрополит Сергий, и Константин Голубев переехал на ту же миссионерскую работу в Москву. В столице он был рукоположен в священный сан и назначен в Богородск (ныне город Ногинск), где стал настоятелем собора, благочинным, но все равно участвовал в миссионерской работе. Богородск – это место, где старообрядцы селились в древнейших времен, поэтому полемический талант батюшке очень пригодился.

В 1918 году Господь послал ему мученичество. Популярность святого Константина была столь велика, что мучители его не просто расстреляли, а полуживого закопали в землю. Очевидцы вспоминали, что земля на этом месте шевелилась два дня…

Кое-что из наработок будущего святого сохранилось в нашем Саратовском Государственном архиве, например, черновики его заметок к диспутам, в т.ч. стенограммы уже состоявшихся собеседований со старообрядцами. Сейчас они изданы, и мы можем услышать голос святого, т.е. фактически его деятельность продолжается и сейчас.

Хотелось бы, конечно, помечтать о возрождении Братства Святого Креста, но, к сожалению, приходится признать, что мы находимся в совершенно иной ситуации, когда православные ценности не имеют приоритетного значения для абсолютного большинства нашего населения. И хотя волонтерское деятельность в наши дни безусловно существует, достичь тех масштабов, какие она имела в дореволюционные и первые послереволюционные годы, сегодня невозможно.

Святой Иларион Оптинский
Святой Иларион Оптинский

Интересно, что у Братства был идеологический предшественник. В первой трети 19-го столетия в Саратове было образовано «общество благочестивых» – это было мирянское общество, созданное зажиточными ремесленниками и купцами Саратова с целью противодействовать распространению сектанства на территории губернии. Инициатива создания этой организации шла снизу – это были просто неравнодушные люди. В числе активных деятелей были ныне прославленные в лике святых будущий Оптинский старец Иларион (в миру Родион Никитич Пономарев) и святитель Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов) архиепископ Симферопольский, а также еще несколько подвижников благочестия, которые со временем, возможно, займут место в церковном календаре. Будущие старец и епископ на момент создания Общества были мирскими людьми, один держал портняжную артель, другой был сыном настоятеля Свято-Троицкого собора. Им было больно видеть, как сектантство буквально захлестывает город, и они испросили благословения у Епископа Иакова (Вечеркова), который благословил их деятельность. Но священнослужителей в числе этого братства почти не было. Общество оставалось мирянским, хотя и пользовалось поддержкой епархиальной власти. Результатом деятельности Общество стали 18 тысяч обращенных из старообрядчества и различных сект. Впечатляющий результат для дореволюционного Саратова с его 35-ти тысячным населением! После того, как святой Иларион ушел в Оптину Пустынь, а святой Гурий – с миссией в Китай, «общество благочестивых» прекратило существование, но именно его наработки использовал Владыка Иоанникий при создании Братства Святого Креста.

Неравнодушие простых людей, мирян, делало возможным существование таких организаций. Сегодня, к сожалению, число реально воцерковленных людей равно примерно одному проценту, а тех, кто хочет и может заниматься миссионерской деятельностью и того меньше.

Напрашивается аналогия с той частью еврейского народа, которой не было суждено увидеть Землю Обетованную, которая осталась в пустыне, но сохранила память о Боге: их потомков не пришлось заново обращать в веру отцов, когда они пришли в Обетованную Землю.

Вот и наша задача, как мне думается, сохранить веру, опыт научения в вере и благочестии и тогда, может быть, через какое-то время появится поколение, которое будет активно применять этот опыт на практике. Честь и хвала тем людям, которые уже сегодня пытаются что-то делать.

А Господь может изменить ситуацию так, как нам и не приснится. Это нужно всегда держать в памяти и верить в лучшее.

Подготовила Елена Гаазе