Святитель Филарет Московский (1782–1867)

str8-119 ноября (2 декабря) Церковь празднует память свт. Филарета, митрополита Московского и Коломенского – одного из выдающихся православных иерархов. «Филарет мудрый» – так называли его современники. Крупнейший богослов и проповедник, архипастырь и высочайший авторитет во всех сферах церковно-государственной жизни – он внес огромный вклад в упрочение и развитие Русской Церкви.

«Московской митрополией Филарет управлял на протяжении 46 лет, и этот период стал “эпохой Филарета” не только для Московской кафедры, но и для всей Русской Церкви» (митрополит Иларион Алфеев).

Начало пути

Будущий свт. Филарет (Дроздов) родился в Коломне в семье потомственного священнослужителя. В Крещении наречен Василием в честь свт. Василия Великого, известного как своими выдающимися богословскими трудами, так и выдающейся деятельностью по устроению Христовой Церкви в 4 в. Учился в семинариях Коломны и Троице-Сергиевой Лавры. Его незаурядные способности не остались незамеченными: по окончании семинарии он был оставлен в ней преподавателем. Уже тогда прославился как проповедник. Митрополит Московский Платон (Левшин), особо его опекавший, говорил: «Я пишу языком человеческим, а он ангельским» и прозревал великую будущность скромного учителя.

В возрасте 26 лет Василий принял монашеский постриг с именем Филарет в честь прав. Филарета Милостивого. Годом позже был вызван в Санкт-Петербург, где, в соответствии со многими талантами, им от Бога полученными и во славу Божию используемыми, началось его быстрое продвижение по служебной лестнице.

Основные этапы

1812 г. – архимандрит, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, настоятель Новгородского Юрьева монастыря. 1816 г. – определен настоятелем Московского Новоспасского монастыря. 1817 г. – возведен в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением во все прежних должностях. 1819 г. – возведен в сан архиепископа с переводом на самостоятельную Тверскую кафедру, назначен членом Святейшего Синода. 1820 г. – назначен архиепископом Ярославским и Ростовским.

С 3 июля 1821 г. – правящий архиерей Московской епархии и священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. На этом посту (с 1826 г. – в сане митрополита) он оставался до своей кончины.

Не имея возможности рассмотреть все аспекты деятельности святителя (в связи с их необычайным многообразием), остановимся кратко лишь на некоторых.
Свт. Филарет и духовное образование

«Христианство не есть юродство или невежество, но премудрость Божия» (свт. Филарет Московский).

Духовное образование святитель считал важнейшей стороной деятельности Христовой Церкви: «Никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым и оставаться невеждою… зачем Господь послал в мир апостолов? Первее всего учить все народы: “шедше научите вся языки”. Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа».

Свт. Филарет внес огромный вклад в дело преобразования духовных учебных заведений в России 19 в. И не только духовных – он принимал деятельное участие в проекте Николая I по улучшению светского образования. Известны его слова: «Знание не есть вера, но путь к ней. Учение свет, а неучение тьма. А что в нас мало света, так, видно, мы не так учимся».

Свт. Филарет и русская Библия

«С библейским делом, с русской Библией он неразрывно и самоотверженно связал свою жизнь и свое имя. Его библейский подвиг трудно оценить в должной мере…» (протоиерей Георгий Флоровский).

«Сердечно радуюсь, что Слово Божие будет в общем употреблении на русском языке… Дух Святой, сообщив апостолам в день Пятидесятницы знание языков, со всей ясностию указал волю Божию, состоящую в том, чтоб Слово Божие имелось и провозглашалось на всех языках…» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Митр. Филарет по праву считается основоположником русской библейской науки. Он стоял во главе перевода Библии на русский язык и непосредственно в нем участвовал. «В каждой черте Слова Божия скрывается свет, в каждом звуке – премудрость», – писал святитель и хотел эту премудрость сделать для народа более доступной (при этом русская Библия предназначалась для домашнего чтения, а не для богослужений). Однако для преодоления препятствий, вставших на пути перевода, потребовалось более 40 лет. «Библейское дело» стало поистине делом всей жизни святителя. Полный синодальный перевод Библии вышел в 1876 г., уже после его кончины.

Богослов-проповедник

Крайняя занятость церковно-административными трудами оставляла святителю мало времени для богословских занятий. Много писал он лишь в ранние годы. Тогда появились его «Разговор уверенного с испытующим» и первая редакция «Катехизиса». Позже святитель богословствовал только как проповедник. Слова, речи, поучения являются его главным богословским наследием. Протоиерей Г. Флоровский пишет об этом: «Проповеди – только отрывки. Но и в этих богословских отрывках есть внутренняя цельность и единство. И больше, чем единство системы, – единство созерцания. В них открывается живой богословский опыт, выстраданный и закаленный в молитвенном искусе и бдении. В истории русского богословия в новое время Филарет Московский был первым, для кого богословие стало… непреложной ступенью духовного подвига и делания…»

«Богословие рассуждает», – любил повторять митр. Филарет, призывая себя и окружающих к ответственной сдержанности в богословских рассуждениях. В соответствии с этим сдержанны, выверены и точны в каждом слове и его проповеди, являющиеся выдающимися образцами и церковного богословия, и церковного красноречия.

Свт. Филарет и государственная власть

Отношение святителя к государственной власти было почтительным и благоговейным: в царе он видел помазанника Божия, который всю законность свою получает от церковного помазания, и это обязывает его быть верховным защитником Церкви и блюстителем Православия. При этом, однако, святитель всегда помнил, что должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29), и церковных законов не преступал даже в угоду государям. В связи с чем случались по временам конфликты между императором Николаем I и митр. Филаретом (об одном из них – по поводу освящения московских Триумфальных ворот с языческими изображениями, читайте на стр. 10).

Будучи предан царю и Отечеству, свт. Филарет в то же время остро переживал подчиненное положение Церкви по отношению к государству и полагал, что ей должна быть предоставлена большая свобода самоуправления.

Монах

При всей своей великой и непрестанной деятельности, от которой святитель, по его же словам, отдыхал лишь разнообразием занятий, он оставался истинным монахом, строгим подвижником. С постом и молитвой, исполненными смиренномудрия, прощения, покаяния, милосердия, святитель жаждал соединить уединение и отшельничество для совершения высших подвигов иноческого жития. Для утоления этой жажды им был создан близ Лавры монашеский скит. Его авторитет высок был в монастырях, где он справедливо считался представителем великой традиции «умного делания». Одной из сторон его монашеского подвига стало старчество – для многих он был не только митрополитом, но и духовным наставником. Граф М.В. Толстой вспоминал, что во время тяжелой болезни он увидел во сне митр. Филарета, который сказал: «от этой болезни ты не умрешь. А тебе нужно подумать о грехах своих. Помнишь ли?..» – и перечислил графу многие его грехи, частью давно забытые. Награжденный от Бога даром прозорливости и исцелений, святитель уже при жизни многими почитался как святой.

Архипастырь

«Он не был представителем эпохи, он сам и был эта эпоха… никем и никогда не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное влияние» (историк Н.Гиляров-Платонов).

По меткому замечанию современников, свт. Филарет «был епископом с утра до вечера и от вечера до утра». Его управление епархией было образцовым. Образцовым администратором он был и в сферах высшего церковного управления. В Синоде «Филарет мудрый» обычно решал самые запутанные и трудные дела. Но и оставаясь безвыездно в Москве (после размолвки с обер-прокурором Синода Протасовым), он сохранил свой исключительный авторитет. За наставлениями к нему приезжали архиереи со всей России. К его мудрости обращалось и светское правительство, ища совета не только в церковных, но и государственных делах. Имя митрополита Филарета было хорошо известно и чтимо на всем православном Востоке. Любила своего архипастыря и почитала его как молитвенника и российская паства.

В отсутствие патриарха свт. Филарет сумел авторитетом своей личности восполнить тот канонический вакуум, который образовался после упразднения патриаршества. Не случайно после его кончины обер-прокурор Синода А.Н. Муравьев писал: «Мы лишились великого светильника и поборника Православия, который, не будучи патриархом по сану, был для нас как истинный патриарх, ибо решал все трудные вопросы Церкви по данной ему свыше премудрости…»

***

Кончина святителя, о дне которой Господь известил его, последовала 19 ноября(2 декабря) 1867 г. и была «безболезненной, непостыдной, мирной». В 1994 г. свт. Филарет причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Святые мощи его находятся в Москве в храме Христа Спасителя.

Подготовила Людмила Кузнецова