Священное Писание об экологии окружающей среды

Своими размышлениями на данную тему с нами делится клирик Свято-Троицкого собора священник Александр Степовик.

Впервые встретившись с этой темой, многие недоумевают: нуждается ли она вообще в освещении – настолько всё кажется простым, ясным, лишенным каких-либо «подводных камней». Однако, при ближайшем рассмотрении становится понятно, что теме экологии в жизни верующего человека зачастую не уделяется должного внимания. Почему? Евангелие словами Господа нашего утверждает, что наша главная цель – достижение Царствия Божия: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33). В свете этих слов на первый план обычно выходят вопросы аскетики и устроения духовной жизни, а экология как внешнее проявление человеческой жизни воспринимается как дело, по меньшей мере, второстепенное.

Первой проблемой в экологии можно считать то, что зачастую окружающий мир воспринимается человеком утилитарно, более того – потребительски. Девизом такого отношения могут стать известные слова основоположника русской селекции И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача».

Действительно, по сотворении мира тварь была подчинена человеку. О наших прародителях Библия говорит: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 28).

В другом месте читаем: И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; всё движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё… (Быт. 9, 1–3) Таким образом, теперь уже Ною и его потомству после потопа Господь снова вверяет тварный мир в безраздельное пользование.

В этот момент и задаешься вопросом, каково же это господство? Власть ли это тирана над своей собственностью, или это власть управляющего над вверенным ему хозяйством? Священное Писание говорит: И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15). Из этих слов следует, что человек поставлен хранителем Божиего творения. Человек призван Господом не просто сохранять мир в первозданном виде, но возделывать его, т.е. улучшать, преумножать вверенное Творцом. Евангельская притча наглядно показывает нам роль человека как домоправителя во вверенном ему Господом Богом творении: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. (Лк. 12, 42–44). К сожалению, человек, вопреки воле Божией, часто оказывается не благоразумным управителем, а губителем окружающего мира (многое уже загублено безвозвратно).

На проблемы экологии можно взглянуть и с другой стороны. На тварный мир влияют не только наши физические действия (выкачивание ресурсов, максимизация получаемых благ и т.д.), но и духовное состояние человека. Первопричиной изменения природы стало грехопадение, об этом не единожды говорится в Библии. Сказал Господь Бог Адаму: проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3, 17–18). Апостол Павел пишет: тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами (Рим. 8, 19–21).

И как грехопадение «озлобляет» на человека всю природу, поднимая ее на «бунт» против него, так и преображение людей под действием благодати Божией преображает природу вокруг них. Существует множество примеров такого и «озлобления», и «преображения».

Жития святых рассказывают нам об удивительных случаях преображения тварного мира рядом со святыми. Приведем лишь некоторые: пророк Божий Даниил во рву со львами; пророк Божий Илия, которому пищу приносил ворон; преподобный Еллий, переплывший реку на спине крокодила; авва Герасим и его «послушник» – лев Иордан. (Авва любил уходить из монастыря в пустыню для уединенной молитвы. Там он и встретил огромного льва с занозой в лапе. Святой вынул занозу и вылечил хищника. В благодарность лев навсегда остался возле Герасима и верно служил ему. Святой даже дал ему имя, назвав Иорданом); святой старец Паисий Афонский (известна история: он повстречался с медведем, с которым они «состязались» в смирении, уступая друг другу тропинку, пока медведь аккуратно не подтолкнул старца, показывая, что тот всё же должен идти первым).

Такова реакция окружающего мира на святость, и не только в природе – вспомним слова прп. Серафима: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Иерей Александр Степовик, 10 марта 2019 год