Суворовцы

Советским правительством было принято решение о создании суворовских военных училищ для детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также для детей советских и партийных работников, погибших в борьбе с фашистскими оккупантами. В течение 1943-44 гг. в стране было создано 17 суворовских училищ, в том числе и Саратовское.

Создавались училища по тому же принципу, что и царские кадетские корпуса, в которых воспитанники должны были получить гармоничное, качественное образование, включавшее в себя обязательную военную подготовку. Знания по общеобразовательным предметам здесь давались в объеме, превышающем курс обычной средней школы, большое значение придавалось физической подготовке (гимнастика на снарядах, легкая атлетика летом, лыжи и коньки зимой) и эстетическому развитию курсантов. Их учили умению держаться в обществе, хорошим манерам: например, танцы были обязательным предметом и включались в табель успеваемости. Но главной целью все-таки было воспитание будущих офицеров – наследников славных традиций русского воинства, истинных патриотов своей великой Родины, достойных людей. Тщательно подбирались воспитатели и преподаватели, которым предстояло работать с курсантами. Все они имели высшее педагогическое образование, и в большинстве своем – боевой опыт участия в Великой Отечественной войне.

В Саратове под училище отвели одно из красивейших зданий города, построенное в конце 19 века по проекту известного архитектора Салько (здание расположено на пересечении улиц Московской и Радищева, теперь в нем размещается Лицей № 4 ). Просуществовало училище с 1944 по 1960 год. На всю жизнь бывшие суворовцы сохранили благодарную память о годах, проведенных в Саратове. В суворовском училище они получили не только великолепное образование и воспитание, но и научились настоящей мужской дружбе, товариществу, бескорыстию, взаимопомощи.

Многие из суворовцев были не только сиротами, но и сами прошли суровую школу войны. Например, Анатолий Горошников лишился во время войны матери, после чего отец взял его на фронт. После ранения отца, Анатолий продолжал работать телефонистом, выполнял разведзадания. Прямо с фронта он был направлен в Саратовское суворовское училище. У Толи Корнеева враги убили мать, а сестру угнали в Германию. 12-тилетним мальчиком он застрелил фашиста и убежал в партизанский отряд. Участвовал в 13 боях и 6 диверсиях, был награжден медалью «Партизан Отечественной войны». А В.Савченко доводилось ходить против немцев в штыковую атаку. О недетских судьбах будущих суворовцев можно говорить бесконечно. Они были детьми страшных лет России. Но все же они были детьми. Ребята с первых дней были окружены заботой и вниманием. Достаточно сказать, что кормили курсантов по норме военных лётчиков, и это в условиях военного времени, когда страна 3-й год вела тяжелейшую войну со смертельным врагом, советские люди жили впроголодь и работали по 16-18 часов в сутки. Время в училище летело стремительно, жизнь была насыщена событиями, главным из которых стала, конечно, Победа.

Как я встретил День Победы

Тихое майское утро. За окнами еще туман. В окно ползком пробирается луч солнца. Вдруг тишину прорезали звуки марша. Звуки торжественного подъема нарастают и, разливаясь, проникают во все уголки училища. Все вскакивают, встряхивая сон. Вначале не понимаем, путаемся в догадках: почему в рабочий день торжественный подъем? Все это продолжалось секунды две. Распахнулась дверь, и в нее почти вбежал капитан со словами: «Германия сдалась! Войне конец! Да здравствует товарищ Сталин!» Следом грянуло наше «Ура!!!» Радость, восторг, чувство гордости охватило нас. Все друг другу что-то говорили, смеялись, прыгали и пели. После завтрака мы оделись в парадную форму.

Во двор вышел Начальник училища генерал-майор Дьяконов. Перед его глазами прямыми рядами выстроились курсанты. Он говорил, но говорить было трудно. Трудно из-за того, что радость переполняла душу, слов не находилось, чтобы высказать эти чувства.

Триумфальный марш. Город ликовал. Его улицы никогда, наверное, не были так людны. Толпы народа, радуясь, смеясь, с криками «Ура» шли по мостовой. Цветы, песни, музыка, восклицания, какое-то необычное оживление царило повсюду. Мы шли строем. Люди поворачивали к нам лица и кричали «Ура!». Вот прошли центральные улицы, пошли по переулку. Но и там народу было не меньше. Когда пришли в училище, разошлись по ротам. Я подошел к товарищу и улыбнулся. Он мне ответил тем же, хотел что-то сказать и вдруг, обняв меня, громко засмеялся! Вот она русская земля! Вот она – ПОБЕДА!

Воспитанник Карпов (2 рота).

Ж.Ж. Страдзе, учитель истории Лицея № 4,

директор музея Саратовского Суворовского военного училища

«Гимназический взвоз» №2-3 (6-7)