Сказочник из Тобольска и художник из Саратова

Кто мог представить в давнем-давнем 1833 году, что неприметный студент Петербургского университета Петр Ершов, придя однажды утром на занятия к своему тёзке — профессору П.А. Плетнёву, выйдет из аудитории знаменитым? А ведь так и случилось! Просто в один прекрасный день Плетнёв прочитал собравшимся на его занятия студентам не лекцию, а сказку. Сказку их однокурсника Ершова «Конёк-горбунок».


В ней молодой автор, которому не исполнилось и девятнадцати лет, описал приключения любимого героя русского фольклора – Иванушки-дурачка, дав ему в помощники и друзья диковинного зверя – Конька-горбунка,
на спине с двумя горбами
да с аршинными ушами.

Этот сказочный персонаж мигом мог облететь весь свет, подняться под облака, к самому Солнышку или Месяцу (что он и делал, по сюжету). Его родила вслед двум старшим братьям-красавцам, золотогривым коням, Волшебная Кобылица. Она и предупредила Иванушку, чтобы тот запомнил про «игрушку-Горбунка»:
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет,
В голод хлебом угостит,
В жажду медом напоит.

h_2_wkКонёк-горбунок, кроме названных свойств, мог разговаривать человеческим голосом и помогал Иванушке разрешать неразрешимые задачки жадного царя и его коварного слуги-спальника. Помог он добыть и Жар-птицу, и Царь-девицу, и ее перстень со дна моря… Когда потребовалось, он примчался на подмогу и, остудив воду и кипяток, обезопасил котлы для купания своего любимого хозяина. Тот и стал править потом, выбранный народом вместо прежнего царя.
Сказка П. Ершова оказалась написана таким сочным, ярким образным языком, близким к народному, фольклорному, что Александр Сергеевич Пушкин, выигравший «сказочное соревнование» у Жуковского, развел руками: «Ну, теперь этот вид литературы я мог бы и оставить!». Признаться, не все поверили, да и сейчас не верят, что такую замечательную сказку смог написать совсем юный, начинающий поэт. Кое-кто считает, что это пушкинское произведение. Но «солнце нашей поэзии» начисто отрицал этот факт, скромно отвечая дотошным читателям, что ему принадлежат только первые четыре строчки:

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.

h_4_wkСказка тут же была опубликована: в мае 1834 года в журнале «Библиотека для чтения», а в октябре – отдельной книгой, и сразу стала любимицей взрослых и детей.
Ершов продолжал писать стихи, прозу и даже пьесы, но ни одному его произведению так и не удалось затмить славы «Конька-горбунка». Он благополучно окончил университет и вернулся на родину, в Тобольск. Там занимался преподавательской деятельностью, а затем возглавил гимназию, стал директором. Вместе со своими учениками он с увлечением занимался театральными постановками, и однажды на юбилей своего педагога юноши сделали ему подарок: разыграли сочинение Петра Павловича «Суворов, или Станционный смотритель». Автор был очень доволен.
Так знаменитый писатель и остался верен своей «малой родине» — то есть огромной, богатой Сибирской земле. А сказка его пошла по свету, живя своей, отдельной от автора, судьбой.

***

h_7_wkПолюбившегося читателям «Конька-горбунка» много иллюстрировали. Первое иллюстрированное издание сказки вышло в 1856 году в исполнении графика Рудольфа Казимировича Жуковского и гравёра Лаврентия Авксентьевича Серякова. Эти рисунки воспроизводились в переизданиях сказки вплоть до революции. Среди прочих художников, воплотивших сказочные образы на бумаге, находим И. Билибина, А. Афанасьева, Ю. Васнецова, В. Милашевского и многих-многих других.
Заслуживает внимание и серия иллюстраций Георга Шлихта.
Да и о самом художнике можно немного рассказать. Он родился в селе Владыкино Саратовской губернии в 1886 году в семье немецкого инженера, работавшего в России. Мать, София Галатина, происходила из дворян.
Георг окончил в 1910 году Боголюбовское училище в Саратове, затем Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Обзавелся семьей, а после 1918 года перебрался в Германию. Выбирая между Людвигсбургом, Берлином, Гамбургом, Эйзенахом, окончательно останавливается на Берлине. Там и продолжилась его насыщенная творческая жизнь. Постоянно участвуя в разнообразных выставках, Георг Шлихт много времени посвящает иллюстрированию русских сказок.
Работа над «Коньком-горбунком» была связана с думами о России, где оставались его корни. Среди других книг, заслуживших внимание художника, — «Сказки 1001 ночи», русские народные сказки.
Увы, в 1943-1944 годах при бомбардировках Берлина погибла его мастерская, множество его картин сгорело.
Художника не стал в 1964 году; похоронен он в Берлине.

***

h_8_wk«Конёк-горбунок» дарил вдохновение не только художникам, но и композиторам. В 1864 году в Каменном театре Санкт-Петербурга появился балет по сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок, или Царь-девица» на музыку Цезаря Пуни. Следующий балет был создан уже в ХХ веке Родионом Щедриным. Царь-Девицу исполняла в нем Майя Плисецкая, Иванушку танцевал Владимир Васильев.
И, наконец, кино. Самым поразительным я считаю вот какой факт: несмотря на начало Великой Отечественной войны, в конце июля 1941 года, состоялась премьера художественного фильма Александра Роу «Конёк-горбунок». Чёрно-белый фильм, без сомнения, вдохновлял на подвиги тех, кто шел воевать за землю Русскую.
Ну а к 200-летию прославленного русского сказочника в 2015 году, который пришелся на Год литературы в России, создано немало памятников Ершову и его персонажам в самых разных уголках страны.

Анна Морковина
Цветные иллюстрации Георга Шлихта