Самый счастливый человек на свете…

Света держала в руках свою первую в жизни скрипку – маленькую, так называемую «восьмушку» . Обычно 9-летние дети получают инструменты побольше, но Света была миниатюрной девочкой, под стать своей первой скрипке…

Почему-то вспомнилась первая кукла, подаренная ей , когда пришла пора идти в 1-й класс. Эту радость, захлестнувшую Свету целиком и заслонившую собой даже первые впечатления от школы, она запомнила на всю жизнь

Это было такое счастье – дорогая, с закрывающимися глазами, говорящая, пусть одно только слово, но все-таки…. Кукла была так прекрасна….что девочка даже в неё не играла – полюбуется и снова в коробку положит. Ей было достаточно знать, что она у неё есть, а играть с ней ….нет, это уж слишком… Однажды Света пришла из школы и увидела свою куклу с расколотой головой, а глаза валялись на полу… Это годовалая сестренка Олечка добралась до коробки и от избытка чувств нечаянно ударила куклу головой обо что-то. Для Светланы Дмитриевны до сих пор та кукла – символ разбитой мечты…

Скрипочка была изумительно красивой, блестящей, похожей на какую-нибудь куколку, нет – на живое существо. Хрупкое и сильное И она умела издавать звуки куда более гармоничные, чем однообразное кукольное «мааа». Но самое главное – она была только Светина , и что-то в ней было уютное, родное, что-то, что связывало девочку со всем миром. Эта сказочная гостья поселилась в её доме и готова была делиться с ней своими тайнами…. Девочка крепко держала скрипку в руках, ей казалось, что она чувствует её дыхание, но вряд ли сознавала тогда, что этот самый прекрасный и загадочный в мире инструмент станет символом её счастливой судьбы…

Скрипка подарила ей Музыку, Учителя, любимую профессию, сотни учеников, творчество как способ жить в любви и согласии с миром, друзей, и ,в конце концов, вернула ей отца.

Эта почти мистическая история стоит того, чтобы рассказать о ней.

Своего отца Светлана Дмитриевна не помнила, так как он исчез из их с мамой жизни, когда ей было 8 месяцев от роду. Дмитрий Мартынович Шевченко, когда -то учитель истории на Украине, с фронта приехал не на родину, а в Саратов , где работал секретарем партийной организации на одном из заводов. Здесь он познакомился с мамой Светланы Дмитриевны, здесь родилась их дочь. Они были очень счастливы, но что-то не заладилось на службе, отец поехал устраиваться на новую работу в Воронеж, куда позвал фронтовой товарищ. Пришло даже письмо с дороги… И все. Больше в Саратове его никто не видел. Мама очень волновалась, пыталась искать мужа. Но все тщетно. Как скрипка помогла раскрыть эту тайну , расскажу позже. А пока Свете и её маме Валентине Георгиевне предстоит прожить почти 60 лет в полном неведении о судьбе отца и мужа…У них не было обиды на него, ведь они даже не знали – жив ли он.

Да и на что было обижаться маленькой Свете – ведь она жила в большой дружной семье – с мамой, бабушкой, дядей и его детьми…В их двух комнатках в подвальном этаже старинного дома на ул. Шевченко всегда жило не меньше 10 человек, в том числе спавший под столом чей-то племянник из деревни – студент Гена. И всем вместе им было очень даже хорошо и не тесно. Бабушка, Мария Ивановна, была центром жизни не только семьи, но и всего двора. Её большой души хватало на всех – поплакаться, посоветоваться, поделиться радостью – шли к ней. В доме всегда было много еды, конечно, самой простой, а каждое воскресенье – обязательно пироги. И что важно, кто бы ни зашел к ним – хоть почтальон или дворник – никогда не уходил без угощения. Это Светлана Дмитриевна запомнила на всю жизнь.

А Пасха для неё – это, прежде всего , запах …побелки. Каждый год перед Пасхой бабушка белила весь дом – потолки, стены, печку. К Воскресению Христову всё должно было быть чистым и новым… Ну и, конечно, огромные куличи без счета, чтобы хватило всем – и угоститься и домой еще унести. Пекла их бабушка в русской печи, никого к этому таинству не допускала, сама красила яйца. Свой первый пирог Светлана Дмитриевна стряпала, когда бабушка лежала, что называется на смертном одре, и руководила внучкой лежа. Вообще, бабушка очень напоминала

Всем двором на пороге родного дома фельдмаршала Суворова. Сочетанием требовательности и доброты, а еще мудростью …

…Музыка была везде. В детстве, наверное, у всех так… Музыка улицы , музыка утра, мелодия дома, двора. Дядя – бывший фронтовик и большой любитель классического репертуара все время что-то напевает — военные песни, опереточные арии. По радио – хорошие советские песни и симфонические концерты, оперы. В гости приходил слепой аккордеонист Аркаша растягивает меха своего аккордеона, поет что-то… А Света сидит у него на коленях ….

Весь верхний этаж занимала маленькая семья большого артиста ,легенды саратовской оперетты – Матвея Павловича Матео. Его дочь Наташа – лучшая подруга. Попасть на второй этаж – мечта, которая иногда сбывается. Там – рояль, пластинки с потрясающей музыкой (Наташа впервые дала послушать « Реквием» Моцарта), там огромное старинное зеркало, в котором Света впервые увидела себя всю сразу, целиком. Они с Наташей сдергивают с подушек кружевные накидки и наряжаются принцессами. То есть, настоящая-то принцесса, конечно, Наташа – необыкновенная, романтичная, начитанная, музыкальная.. А Света – обычная девочка из коммуналки снизу, ничего, впрочем, не имеющая против такого распределения ролей.

Дверь в оперный театр Наташа открывала, как говорят в таких случаях, «ногой», и однажды с артистического входа провела туда подругу. Светлана Дмитриевна помнит этот восхитительный запах кулис и гримерных, помнит, как находила там какие-то бусинки , оторвавшиеся от театральных костюмов, они казались ей волшебными, завораживали …

Уезжая на отдых, семья Матео сдавала свою квартиру гастролерам из столичных театров. Дядя Светы – дядя Миша, тот самый любитель классического репертуара, по профессии инженер, заводил с приезжими знакомства, старался не упустить возможности побеседовать с ними о музыке. Кто-то из гастролеров посетовал, что дядя Миша не получил музыкального образования, а он в свою очередь, вспомнил о племяннице и договорился о консультации. Москвичи прослушали Светлану у того самого рояля и резюме было такое – немедленно отдавать девочку в музыкальную школу!

Мечтой был, конечно, рояль. Но он был недоступен, как и самое скромное фортепьяно. Это сейчас чуть ли не приплатить предлагают – только избавьте от инструмента. И часто уже можно увидеть их на помойке – ставшие вдруг никому не нужными фортепиано, на которых лет 30 назад разучивали свои этюды чьи-то мамы и папы. Печальная картина…

А тогда, в 50-х, десять человек были готовы уступить часть своего жизненного пространства в двух крошечных комнатах, чтобы только девочка могла заниматься музыкой.

Итак, фортепьяно было недоступной роскошью, поэтому выбор пал на скрипку, а на пианино копили аж 5 лет, потом еще заняли денег, купили инструмент, и еще 5 лет расплачивались с долгом. Ух.. И девочка смогла, наконец, готовиться к урокам по общему фортепьяно не на комоде, нажимая на воображаемые клавиши, а на реальном инструменте. И был курьез. Однажды во время урока учительница сказала: «Когда ты занималась на комоде, у тебя получалось лучше..»

Итак, безденежье помогло Светлане встретиться со своей судьбой – скрипкой, и с главным в жизни учителем – Марией Тимофеевной Тименковой. Она была дочерью известного еще до революции владельца чайных магазинов – Тимофея Тименкова, человеком, что называется, старой закалки, и все было при ней: образование, аристократизм, необыкновенная человеческая глубина, душевная щедрость… Она отдавала себя ученикам, казалось, всю без остатка, и при этом оставалась закрытой для окружающих , её напряженная внутренняя жизнь лишь угадывалась. Мария Тимофеевна воспитывала детей не только через музыку, но всем своим образом – благородным, возвышенным, тем, что и как она говорила, и еще больше тем, о чем молчала…

В её старинную квартиру вела ажурная металлическая лестница из 27 ступеней. Светлана Дмитриевна говорит, что эти 27 ступеней были для неё лестницей в особенную, какую-то неземную жизнь. В квартире висела большая икона Божией Матери, и всегда горела лампадка. Советскую школьницу это приводило в смятение, но потом она приняла в свою душу то, от чего не собиралась отказываться Мария Тимофеевна. Все, что исходило от неё, могло быть только прекрасным.

Держу в руках фотографический портрет Марии Тимофеевны Тименковой: гладкая прическа, строгое одухотворенное лицо.

— На Уланову похожа,- замечаю я

— Да,- улыбается Светлана Дмитриевна,- внутреннее благородство делает людей прекрасно похожими … Мария Тимофеевна никогда не носила «сложных» причесок, одета всегда была неброско, но изящно – никаких кофт, костюмов- всегда это было простое, элегантное платье. Её лицо, глаза были прекрасны, ей не надо было себя еще чем-то украшать…Я недавно только поняла, в чем секрет людей еще той, старой русской культуры.Они были очень искренними. При всей своей строгости и сдержанности они не стеснялись показывать, что нуждаются в нас – учениках не меньше, чем мы в них. Нуждаются по-человечески, душевно. Я всегда чувствовала, что нужна Марии Тимофеевне, именно я. Хотя она ничего такого не говорила. Это было понятно без лишних слов…

Музыкальная школа располагалась тогда в старом доме на Волжской, теперь его уже нет. Он отапливался печами и был очень уютным. В классе Марии Тимофеевны стоял большой кожаный диван. Как любила Света приходить на свой урок пораньше и, устроившись в уголке дивана, смотреть, как Мария Тимофеевна занимается со старшими учениками. Это было наслаждение – слушать музыку и наблюдать за любимым человеком!

Во время войны в здании школы располагался госпиталь, многих преподавателей забрали на фронт, а «осиротевших» учащихся-скрипачей (ни много , ни мало -28 человек) взяла Мария Тимофеевна, занималась со всеми у себя дома. Подкармливала, чем могла, утешала, давала уроки музыки, мужества и человечности. Но это было еще до рождения Светланы Дмитриевны.

Брат Марии Тимофеевны также был музыкантом – преподавал сольфеджио в консерватории. По просьбе сестры Тимофей Тимофеевич взялся проверить знания Светланы перед её поступлением в музыкальное училище.

На всю жизнь запомнила она их разговор.

— Какие у Вас оценки по сольфеджио, деточка?

— Пятерки.

— А что же Вас волнует?

— Вдруг я чего-то не знаю, и меня не примут?

— А кого же тогда примут, деточка? А вот «Дворянское гнездо» Тургенева Вы читали?

— Нет…

— Какая же Вы счастливая! Вам еще так много предстоит узнать!

Светлана Дмитриевна рассказывает это со слезами. В обращении преподавателя было столько настоящей, искренней заинтересованности, уважения к человеку, ребенку!. Этому не научить, не купить ни за какие деньги! Счастье, если встретишь такого человека.

Училась Света блестяще, с золотой медалью окончила школу, с отличием музыкальное училище и консерваторию. Семь лет работы в филармоническом оркестре дали Светлане очень многое, именно там она поняла, что музыка – это её призвание. Но потребность передать детям полученные от Марии Тимофеевны сокровища взяла-таки своё.

Через добрые, музыкальные руки Светланы Дмитриевны прошло более 700 детей – это её ученики-скрипачи и ребята , которых привлекала она к постановкам спектаклей в созданном ею уникальном театре «Камертон» .

В жизни по-настоящему творческих людей всегда происходят чудеса – и главное чудо – это они сами. Внутренне свободные, великодушные, смелые и открытые они никогда ни с кем не соревнуются, а просто живут ярко и насыщенно и тем «притягивают» к себе все талантливое, красивое, уникальное. Их жизнь похожа на сказку со множеством необыкновенных встреч и удивительных совпадений.

Кажется, пора уже рассказать, как же все-таки скрипка помогла Светлане Дмитриевне встретиться со своим прошлым.

В жизни, как известно, ничего не происходит случайно. Господь внимательно следит за каждым из нас и в нужный момент дает нам то, что может принести нам душевную или духовную пользу именно сейчас. Не раньше и не позже. Поэтому, наверное, о судьбе своего отца Светлана Дмитриевна узнала только недавно. Когда сложилась её человеческая и творческая жизнь, и когда душа стала совершенно готова без смущения узнать правду.

А случилось это так. Была у Светланы Дмитриевны способная ученица, которая вместе с родителями переехала на какое-то время с Украины к бабушке в Саратов. Лена успешно училась игре на скрипке, общение доставляло удовольствие и педагогу и всей семье Больбот. Однажды на даче, куда Светлана Дмитриевна пригласила их, зашел случайно разговор (это после нескольких лет довольно тесного знакомства!) …

Узнав, что гости родом с Украины, мама Светланы Дмитриевны Валентина Георгиевна заметила, что,мол, Светочкин отец тоже с Украины, из села Кулебовка Днепропетровской области.

— И мы тоже из Кулебовки,- удивленно ответил отец Лены Андрей Больбот.

И «завертелось», в тот же вечер Андрей позвонил домой и узнал, что его родители учились у Шевченко Дмитрия Мартыновича в средней школе села Кулебовка. Был он хорошим человеком, его любили все ученики да и односельчане. Умер он в 1980 году. Прислали из Кулебовки его фотографию в пожилом уже возрасте. И Светлана Дмитриевна увидела своего отца, каким он стал в конце жизни. Если сравнивать с послевоенным фото – мало изменился, такой же красивый, такая же обаятельная улыбка. А потом были разговоры по телефону с братом отца – дядей Федей, с родными сестрами, их у Светланы Дмитриевны теперь три. Это было так неожиданно – обретение родных, радость общения, пусть пока только телефонного. И никакой горечи, обиды, что тогда, почти 60 лет назад, отец принял решение вернуться в прежнюю свою семью, где росла тоже дочь. Кто знает, чего ему стоило это решение. А Светлана Дмитриевна теперь уверена, что отец всегда помнил о ней и , наверное, скучал, так как перед смертью открыл правду жене, а та, умирая, рассказала дочерям, что в России у них есть сестра.

Вот так в партитуре судьбы нашей героини, где все музыкальные фразы так гармонично и прекрасно сочетаются друг с другом ,появился еще один торжествующий Божественный аккорд. Аккорд– подтверждение : нас любят, о нас помнят, нас никогда не оставят…

Елена Гаазе

«Гимназический взвоз» №2-3 (6-7)