С постом и молитвой

opasТакими словами обычно приветствуют друг друга верующие в начале многодневных постов, особенно Великого. Мы как бы поздравляем друг друга… С чем и почему? На этот и некоторые другие вопросы о посте отвечает клирик нашего собора иеродиакон Паисий (Шурухин).

– Отец Паисий, поздравляют обычно с чем-то радостным, приятным. А какая же радость в посте – ведь он связан с ограничениями, с отказом от чего-то, с преодолением?

– В заповедях закона Божия и Нагорной проповеди Господь указывает нам путь и дела, через которые мы, люди, можем войти в Царство Небесное, что является смыслом и целью настоящей жизни. Всем, кто исполняет Его заповеди, Господь обещает блаженство в будущей вечной жизни, и таких людей Он называет блаженными, т. е. самыми счастливыми. Последняя из заповедей блаженства завершается словами: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».

Никто не запрещает нам радоваться и по поводу различных приятных событий и праздников, случающихся в нашей земной жизни. Но при этом важен вопрос о нашей жизненной системе координат. Включена ли в эту систему отсчета духовная составляющая? Если нет, если мы привязаны к земной жизни с ее преходящими утехами и радостями, если у нас, как говорили в недавнем прошлом, «всё для человека и всё во имя человека», тогда все заповеди, данные распятым Христом, – для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1, 23).

Если же мы верующие и идем за Христом, то слова «Радуйтеся и веселитеся» – это для нас. «Радуйтеся и веселитеся», несмотря на то, что …проклята земля в делех твоих; что …терния и волчцы возрастит тебе; что …в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси; что …умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада (Быт. 3, 16–19). Мы не унываем даже в наших падениях, поскольку верим, что заботливый и любящий Отец учит нас ходить, как родители малыша, а без ушибов здесь не обойтись. И когда потом поднимаемся, это Он бережно помогает нам встать.

Бог дал нам всё, включая вечность. Что можем мы Ему дать? Все наши приношения, пожертвования – это всё Его. Остается одно – наше сердце: через терпение, через благодушное преодоление трудностей, через смирение, через послушание – через любовь. И мы радуемся в ожидании вечного бытия, в ожидании встречи с Отцом.

А радость поста состоит в его плодах, в том, что, преодолевая себя, прилагая усилия к искоренению пороков и обретению добродетелей, очищаясь душой, мы приближаемся к Богу. Постовые труды нелегкие, но при этом душа наша расцветает и радуется.

– Немного из истории поста. Кем и когда сделаны первые постовые «постановления»?

– Пост – установление древнейшее, начало его истории совпадает с началом истории человечества. Сотворив человека и поместив его в рай, Бог дал ему и нравственный закон жизни: первую (и в то время единственную) заповедь – послушания, она же заповедь поста, воздержания: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него… (Быт. 2, 16–17).

Начиная с Адама и Евы, пост проходит через всю историю человечества. Библейское повествование являет нам замечательные примеры: постился пророк Моисей на Синае; пророк Илия постился 40 дней на пути к Хориву; вся жизнь Иоанна Крестителя была сплошным постом; постился Господь Иисус Христос 40 дней в пустыне; постились апостолы. Постилась Пресвятая Дева Мария каждый день до вечера… Постилась до революции вся православная Россия: на время поста закрывались мясные лавки, питейные и зрелищные заведения. В наши дни не так: реклама навязчиво меряет жизнь каждого человека килограммами и литрами съеденного и выпитого, всего потребленного и накопленного… Однако Слово Божие неподвластно времени и не соизмеряется с ним. Оно свидетельствует, как и 2 тыс. лет назад, что не хлебом единым жив человек (см.: Мф. 4, 4). Последуя Слову Божию и церковным постановлениям, постимся и мы с вами – современные православные.

– Часто люди, не соблюдающие постов, в свое оправдание ссылаются на слова Господа: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 10). Удивительно, что эти слова знают и цитируют даже те, кто никогда не читал Свщ. Писания.

– Этот прием – выдернуть из контекста фразу и толковать ее произвольно, по своему усмотрению – не нов, и нередко он становится причиной ересей и заблуждений.

В приведенном евангельском тексте речь вообще не идет о посте, о различии в пище. Господь сказал эти слова по другому поводу – в ответ на обвинение его учеников фарисеями в том, что они ели немытыми руками. Никакая пища не оскверняет человека, даже если есть ее немытыми руками, – говорит Господь. И чуть далее по тексту Евангелия поясняет: А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека; ибо из сердца исходят злые помыслы убийства, прелюбодеяния… кражи, лжесвидетельства, хуления… (Мф. 15, 18–19). А уж если применить сказанное к посту, то окажется, что не скоромная пища оскверняет нарушителя поста, а исходящее из грешного сердца желание в угоду плоти нарушить послушание Церкви. Вот это и осквернит душу человека.

– Расскажите чуть подробнее о посте и молитве.

– Телесный пост – это воздержание от определенных видов пищи (и пития) и ограничение количества того, что разрешено. По словам апостола Павла, пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не обретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8). Этот текст, также пытаются использовать в защиту несоблюдения поста. Хотя слова эти поста не отменяют, а означают только то, что не пища сама по себе, но ограничения в ней (по качеству и количеству), предпринимаемые для смирения плоти, способствуют воздержанию от греха. Для того мы и постимся.kart

Поскольку человек состоит из души и тела, неправильно, постясь телом, забывать о душе. Пост для души – это воздержание от всего, что нарушает душевное равновесие, покой, внутренний настрой на молитву. Это и пустые праздные разговоры, и злословие, гнев, осуждение, тщеславие… Перечислять можно долго, а если короче: пост для души – это воздержание ее от страстей и пороков.

Оба вида поста – внешний (для тела) и внутренний (для души) – необходимы и друг другу помогают. При этом не нужно забывать о соблюдении заповедей любви, милосердия, помощи ближнем, чтоб не получилось так, что мы, по выражению свт. Василия Великого, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего».

Сам по себе пост не является добродетелью, он – средство, основание, на котором добродетели зиждутся. В том числе и глава всех добродетелей – молитва. Молитва должна быть обязательным спутником поста. Телесный пост освобождает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными. Вспомним слова Господа, сказанные об изгнании злых духов: Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Не сказал Он: или постом, или молитвой, поскольку необходимы и то и другое. Пост и молитва, смиряя тело и очищая душу, приближают человека к заповеданной Богом гармонии тела и души.

– Пост – время сугубого покаяния. Несколько слов об этом.

– В Покаянном каноне ко Господу мы взываем: «Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему… молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько… Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько».

Эти слова проникновенные и в то же время очень точные. В круговороте и заботах мирской жизни не всегда хватает времени, а иногда и желания, терпения позаботиться о своей душе. Ну – вечерние молитвы, утренние; ну – в храм на службу заскочил (если успел); работа, учеба. Что-то сотворил не то, что-то не так – да вроде бы извинился… Но чтобы предстать пред Господом в Таинстве Покаяния, необходимо не только осознать свою греховность, не только считать себя самым грешным из всех людей, но и понять прежде всего, что без помощи Божией мы не можем прийти к такому состоянию. Потому и просим во дни Великого поста: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» Пост как раз и предназначен для того, чтобы, сосредоточившись и отрешившись от суеты, усмирив телесные страсти, обратив наши мысли от земного к небесному и искренне молясь, принять от Бога ощущение глубины своего падения и плач о грехах, а затем в Таинстве Покаяния чистосердечно покаяться и получить прощение. Великий пост для души – это время ее «генеральной уборки».

– Как быть? – пощение по Типикону (Уставу) ныне мало кому по силам.

– Пощение по Типикону – это идеал, мы должны знать о нем, чтобы сознавать нашу немощь и не считать ее за норму. Тот же пост, который соблюдается сейчас (большая часть Великого поста – вареная пища без масла, в субботу и воскресенье – то же, но с маслом; без всех скоромных продуктов и рыбы), по моему убеждению, по силам каждому, ну, конечно, за исключением больных, немощных и других особых случаев. В этих случаях мера поста согласуется со священником. Вопрос в другом: с какой степени болезни или немощи облегчать пост? Чтобы не было по принципу: «как говеть, так и животу болеть». При нежелании терпеть постовые ограничения мы начинаем убеждать себя в необходимости послабления, успокаивая свою совесть различными причинами и предлогами. Боязнь поста чисто психологическая. Наша плоть возмущается – как же я! без мяса! Ну да. Без мяса. И – нормально. Посмотрите на старых прихожан (не по возрасту, а по стажу) Все они ждут поста с радостью. А сомневающимся мой совет – попробуйте. Ведь не зря говорят – дорогу осилит идущий. Сделайте первый шаг, и Господь не оставит без помощи.

– Ваш первый пост? Каким он был, чему Вас научил?

– Мой первый пост был как раз постом Великим. Была неуверенность, были сомнения. Была попытка провести весь пост на сухоядении, которая с позором провалилась. Было ожидание окончания поста. Дело не в этом. Для меня важно то, что я стал ждать следующего, и именно Великого, поста. Я понял, что без церковных служб, без молитв, без отказа от многих соблазнов пост превращается в голодовку. Я ощутил, что Православие – это не сумма знаний, не количество поклонов, не частота посещения служб (хотя всё это, разумеется, необходимо), а Православие – это образ жизни.

И – главное – я убедился, что без Бога не могу ничего.

Беседовала Людмила Кузнецова