Родиться от воды и Духа

Святое Таинство Крещения – первое в ряду семи церковных Таинств. Оно называется Таинством вхождения в Церковь, так как в нем человек становится членом Церкви и получает доступ к остальным ее Таинствам. Оно же является и Таинством духовного рождения человека, и как единожды человек рождается, так единожды и принимает Крещение. Об этом свидетельствует и Символ веры: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов…»

«Крещение есть вместе умерщвление и оживотворение, – вместе и погребение и рождение… Святой Дух, приняв в купель Крещения плотского человека, каким человек сделался по падении, извлекает из купели того же человека, но уже духовным, умертвив в нем греховное плотское состояние и родив духовное… При Крещении человек облекается во Христа» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Из библейской истории

Прообразом христианского Крещения является крещение Иоанново. О событиях, с ним связанных, рассказывают все четыре евангелиста (Мф. 3, 1–17; Мк. 1, 1–11; Лк. 3, 1–18, 21–22; Ин. 1, 15–34).

Иоанну, сыну Захарии, был глагол Божий, призвавший его на служение. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, – взывал Иоанн Креститель и тех, кто отзывался на призыв и исповедовал грехи свои, крестил в воде крещением покаяния. Крещение Иоанново не было благодатным и не разрешало от грехов, потому что тогда еще не пострадал Господь на Кресте за грехи рода человеческого. Погружение в воду было символическим выражением желания очиститься от греховной нечистоты, подобно тому как очищает вода нечистоту телесную, и готовило людей ко встрече со Христом. Иоанн говорил, что он крестит в знак покаяния, но за ним идет Тот, Кто будет крестить Духом Святым и огнем,– в Крещении Его будет действовать благодать Святого Духа, пожигающая, как огонь, всякую греховную скверну.

Крестился от Иоанна в водах Иордана и Сам Господь Иисус Христос, хотя, как безгрешный, и не имел нужды в покаянии, показывая Своим примером обязательность соблюдения всех Божественных установлений.

Во время Крещения Господня произошло следующее (Лк. 3, 21–22): отверзлось небо, чтобы нам показать, что Крещение (христианское) всем его принимающим будет отверзать небо, запертое Адамом. Дух Святой нисшел на Него… как голубь – чтобы мы познали, что и на нас, когда мы крещаемся, нисходит Дух. Был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный – чтобы мы знали, что и нам в Крещении Бог дарует сыноположение (толкование свт. Феофилакта Болгарского).

Таким образом в событии Крещения Господня явилась людям вся Святая Троица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, во имя Которой мы принимаем Святое Крещение. Поэтому праздник Крещения Господня, совершаемый Церковью 6/19 января, называется еще Богоявлением. А воду в этот день освящают в воспоминание того, как Господь во время Крещения освятил водное естество Своим пречистым Телом.

Божественное установление

Таинство Крещения установил Господь Иисус Христос. В одно из Своих явлений ученикам Воскресший Христос сказал им: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28, 19–20). Принимая во внимание и слова Спасителя, сказанные ранее: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5), можно видеть, что форма совершения Таинства и его священнодействия – научите, крестите, блюдите – получили прямое установление из уст Самого Христа.

Свщ. Писание свидетельствует также, что необходимым условием принятия Крещения являются вера и покаяние (Мк. 1, 14–15; Деян. 2, 38). Об этом говорит и Святоотеческое Предание. «Нечистым и ненамеревающимся быть чистыми невозможно вверить бесценное, всесвятое, духовное сокровище», – пишет свт. Игнатий Брянчанинов.

А мне вспоминается: в храм пришел молодой человек и заявил, что желает креститься. На вопрос о причине принятия такого решения сообщил, что без этого ему не сдают в наем квартиру. О вере и покаянии речи не было. Вот и вспомнишь классика: «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Реальностью является то, что большинство желающих принять Таинство Крещения не имеют представления о Церкви, об обязанностях христианина, о смысле христианской жизни. Бывают случаи и совсем уникальные, например, крестным намеревается стать человек крещеный, но в существование Бога не верящий. Потому и должно, в соответствии с Божественным установлением, Крещению предшествовать «научение». А у молодого человека, хочется верить, всё закончилось благополучно, и если поводом для его прихода в храм послужил «квартирный вопрос», то после «научения» крестился он уже по другой причине.

Об огласительных беседах

Оглашение (или катехизация) как научение основам веры существовало в Церкви с древнейших времен. Огласительный период был временем подготовки человека к сознательному принятию Крещения и одновременно испытательным сроком по проверке его веры и благочестия. Длительность этого периода могла быть различной – от нескольких дней до нескольких лет. В годы безбожия практика оглашения в Русской Церкви была прервана. Сейчас она возобновляется в виде огласительных бесед.

Огласительные беседы перед Крещением помогают человеку понять, во что, зачем и на каких условиях он крестится, осознать ту огромную ответственность, которую он при этом на себя принимает. Формальное принятие Крещения является грехом для крещаемого (а в случае крещения детей – для восприемников), т. к. неисполнение обетов Крещения – неучастие в церковной жизни, ведение жизни греховной, невоспитание детей восприемниками в православной вере и т. д., будет обманом Бога, в результате чего принятие Таинства может послужить к осуждению. И бывает, что человек, осознав это на беседах, отказывается от намерения креститься или быть восприемником. Это естественно – он делает свой сознательный выбор. Лучше сделать его до Крещения.

Отличаются ли люди, прошедшие беседы, от тех, кто их не проходил? – Отличаются. Скажем кратко лишь о том, что заметно сразу. Даже те, пусть и не столь обширные, но очень необходимые познания, которые получены на беседах, помогают им более осознанно и организованно вести себя во время совершения Таинства, они не путают «Отче наш» и «Символ веры», не смеются во время отречения от сатаны и не расценивают это как игровой сюжет, наоборот – понимают, что это очень серьезно. Они (крещаемые или восприемники) осведомлены о принимаемой ими ответственности, не просят в Крещении, из суеверных соображений, поменять ребенку имя, не уговаривают покрестить его окроплением и т. п. А спустя какое-то время после Крещения не будут, придя в храм, просить, чтобы малыша покрестили еще раз из-за плохо получившихся фотографий. Не так уж мало, и это лишь то внешнее, что мы видим…

Кстати, помимо прочего, огласительные беседы (точнее, отношение к ним) могут послужить своего рода «лакмусовой бумагой», показывающей уровень серьезности намерений. Если человек собрался креститься (или стать крестным), но говорит при этом, что у него нет времени на беседы (не нескольких лет, как в древности, а всего лишь нескольких часов, посвященных Богу) – наверно, можно сказать, что его намерение не является серьезным.

Завет с Богом

Если вся библейская история являет собой цепь заветов, в которые Бог вступает с людьми, то Крещение можно назвать личным заветом между человеком и Богом – заветом о спасении. Собственно Крещение предваряется некоторыми важными подготовительными действиями. В их ряду – отречение от сатаны и сочетание со Христом.

Отречение от сатаны является непременным условием вступления на путь христианской жизни. Человек не может стать христианином, не отказавшись от добровольного служения пороку, злу, греху. В Церкви восток воспринимается как символ Бога, а запад – как символ диавола. Поэтому отречение от сатаны и всех дел его совершается лицом на запад. Как говорит свт. Кирилл Иерусалимский, «поскольку место видимой тьмы есть запад, сатана же, будучи тьмою, во тьме и державу имеет, поэтому, символически смотря на запад, вы отрицаетесь того темного и мрачного князя».trlistok2-9

Второе необходимое действие – сочетание со Христом, совершается лицом на восток и означает присягу на верность Христу. Если отречение от сатаны было расторжением договора с диаволом, то сочетание со Христом означает подпись договора с Богом. Это действие выражает желание крещаемого принадлежать Христу, войти в плен Его, который, по словам свт. Иоанна Златоуста, «превращает рабство в свободу… возвращает с чужбины на родину». Чтением Символа веры крещаемый свидетельствует о принятии им всей веры, догматов и жизни Христовой Церкви. Поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу завершает подготовку ко Крещению. Принесены обеты, которые христианин должен исполнять до конца жизни.

«Вот вы отреклись от сатаны и сочетались со Христом. Соглашение подписано. Сам Владыка хранит его на небесах. Придерживайтесь его условий. Ибо это соглашение будет показано вам в день Суда…» (поучение епископа из «Константинопольского служебника», 5 век).

Умереть для греха и воскреснуть для Бога

«Крещение естьТаинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую» (свт. Филарет Московский. Православный катехизис).

Пройдены все подготовительные этапы. Наступает момент собственно Крещения, момент вступления в завет с Богом. Торжественно звучит начальное благословение: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Таинство Крещения действительно Таинство Царства, в нем человек становится жителем небес, участником новой и бессмертной жизни в Духе Святом.

Центральным моментом Таинства является троекратное погружение в освященную воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Исповедание Троицы – необходимое условие Крещения, его богословская сердцевина. Только то Крещение действенно, которое совершено во имя Святой Троицы. «Храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа, – призывает свт. Григорий Богослов. – Это исповедание вверяю тебе… с ним погружу в купель, с ним и изведу. Его даю тебе на всю жизнь товарищем и заступником – единое Божество и единую Силу».

В Таинстве Крещения благодать Божия, до этого только призывавшая человека, в первый раз таинственно изливается на самое существо человека, соединяет всего человека – и душой, и телом – со Христом, очищает от грехов – личных и первородного, вводит в жизнь тела Христова – Церкви.

Ап. Павел поставляет Крещение в теснейшую связь со смертью Христа и Его Воскресением: итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых, так и нам ходить в обновленной жизни…(см.: Рим. 6, 3–11). Свт. Феофилакт так объясняет слова апостола: что для Христа Крест и гроб, то для нас Крещение, хотя и в другом отношении: Христос умер и воскрес плотью, а мы умираем для греха и воскресаем для добродетели, воскресаем новым образом жизни.

Благодатные силы Божии для новой жизни мы получаем как в Таинстве Крещения, так и в следующем за ним Таинстве Миропомазания.

Таинство Святого Духа

«Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной» (свт. Филарет Московский. Православный катехизис).

Вспоминается: в Крещальню сразу после Крещения зашел мой, тогда еще 5-летний, внук, почувствовал аромат святого мира, которым помазывали крестившихся, на мгновение задумался и выдал детское, но безошибочное по сути определение: «Святым Духом пахнет!» – Миропомазание, хотя и подается ради Богочеловеческого подвига Иисуса Христа, по преимуществу является Таинством Святого Духа. «Не думай, что это простое миро, – говорит свт. Кирилл Иерусалимский, – нет, видимым миром помазуется тело, а душа освящается Святым и Животворящим Духом».

Через Крещение мы рождаемся в жизнь духовную и все становимся новорожденными младенцами, независимо от возраста (на моей памяти самому старшему из таких «младенцев» было далеко за 80). А далее предстоит духовное возрастание. И как в жизни физической человек с момента рождения нуждается в воздухе, свете, питании для поддержания своего бытия, для укрепления и возрастания, так и в духовной жизни ему необходимы благодатные силы Святого Духа, которые бы для него служили духовным воздухом и светом и прочим, с помощью которых он мог бы не только поддерживать свою новую духовную жизнь, но и постепенно укрепляться в ней и возрастать. Эти Божественные силы для жизни и благочестия (2 Пет. 1, 3) подаются каждому крестившемуся в Таинстве Миропомазания при крестообразном помазании частей его тела с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго». Такая форма совершения Таинства находит основание в словах ап. Павла: помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1, 21–22). Дар Духа и есть печать Божия в нас. Она свидетельствует, что мы, крестившиеся и миропомазавшиеся, – теперь Божии.

Бывает, что Божественная благодать Крещения и Миропомазания преображает человека буквально на глазах. Эпизоды:

– мужчина, строптивый, неуступчивый, даже в некоторой степени агрессивный, из купели выходит совершенно иным: улыбающимся, мягким и кротким;

– молодой человек после Крещения выглядит несколько растерянным и даже недоумевающим. Спрашиваю, не плохо ли ему. И получаю ответ: «Нет, наоборот – мне очень хорошо. Ощущение удивительное, необычное – я так себя никогда еще не чувствовал!»… Естественное ощущение для человека, вошедшего после Крещения в область совершенно иной жизни;

– пожилая женщина, по причине преклонного возраста и болезни ее крестят отдельно. До момента погружения в купель она сидит на стуле, т. к. стоять ей тяжело. На Миропомазании стул уже отодвинут. По завершении всего интересуюсь ее самочувствием, Таинство продолжалось около часа, она вполне могла устать. Но это же Крещение! – И вот ее ответ: «У меня всё замечательно – я как будто заново родилась!» Это выражение точно передает ощущение крестившейся, только родилась она не «как будто», а вполне реально, на самом деле. Почему и называют Крещение «вторым рождением».

Что дальше?

«Для спасения необходимо, чтобы крещеный во Христа жительствовал по законодательству Христа» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Таинства Крещения и Миропомазания приняты. Завет о спасении между человеком и Богом вступил в силу: Бог возродил человека от жизни плотской, греховной к жизни новой – духовной, святой, и дал ему для нее благодатные силы; человек, со своей стороны, дал Богу обещание оставить следование греху, злу и жить по воле Божией, данной нам в Его заповедях. Говоря словами ап. Петра, дал Богу обещание доброй совести (1 Пет. 3, 21). Завет заключен, обязательства приняты, и далее нужно жить в соответствии с этим. Впереди путь длиною в жизнь, для которого Крещение является лишь началом. Этот путь не может быть легким, но именно он ведет ко спасению. Проходить этот путь можно только в Церкви, живя по ее законам и участвуя в ее Таинствах.

Стоит задуматься?..

По роду моих послушаний в соборе мне доводится общаться с людьми, которых привела в храм непростая жизненная ситуация. Во многих случаях это люди крещеные, но церковной жизнью не живущие. На вопрос: «Почему так?» – можно услышать только два (как под копирку) варианта ответов – «нет времени» или «нас этому не учили». Насчет «нет времени» уже сказано выше. А по поводу «не учили» можно сказать, что сейчас не существует никаких препятствий к тому, чтобы всё узнать о той вере, в которую вы крещены: всевозможные курсы, воскресные школы для взрослых, духовная литература, беседы – в том числе и огласительные, посещать которые не возбраняется и крещеным людям… Так что ссылка на «не учили» сегодня не актуальна. Скорее, к нашему времени можно отнести слова свт. Феофана Затворника: «У нас столько способов узнать свою веру, что дивиться надобно, как есть незнающие ее».

И если мы попробуем все-таки выйти из такого небезопасного неведения, то обнаружим, что у каждого крещеного человека есть пред Богом одно очень важное обязательство – вести христианскую жизнь, ту самую, которой нас «не учили». Вспоминаю напутственное слово священника к людям, только что принявшим Крещение. Батюшка говорил, что все принятые в Крещении (нами или нашими крестными) обязательства нужно выполнять. Если мы этого не делаем, Бог будет призывать нас к исполнению обязательств, напоминать о них – в том числе и «языком скорбей»… Может, стоит об этом задуматься?..

Церковь – ковчег спасения

«Главный дар Богочеловека миру – Церковь. В ней все дары Троичного Божества» (прп. Иустин Попович).

Церковь – орудие спасения человека Богом. В ней находятся все необходимые для этого средства, и в первую очередь – благодать Святого Духа. «Святая Церковь Православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения – всё то найдешь в ней – и только в ней. Помимо нее и Сам Господь не дает сих благ. Он не иначе действует во спасение наше, как через Тело Свое. И не ищи к Его сокровищам другого доступа. Его нет», – пишет свт. Феофан Затворник. По словам отцов, спастись без Церкви – всё равно что не утонуть в водах всемирного потопа, находясь вне ковчега.

Посредством Крещения мы вступаем в Святую Православную Церковь. Этой Церкви Господь дал обетование о неодолимости ее вратами ада (Мф. 16, 18); ей Он обещал пребывать с ней до скончания века (Мф. 28, 20); она – столп и утверждение Истины (1 Тим. 3, 15). К нам, членам Церкви, обращены слова свт. Иоанна Златоуста: «Церковь – наша общая мать… не удаляйся от нее, потому что нет ничего сильнее Церкви».

***

Крещение завершено. Под пение «Елицы во Христа крестистеся…» новокрещеные в белых ризах с зажженными свечами в руках, во главе с Предстоятелем Церкви торжественно, входят в храм для участия в Евхаристии. Крещальное шествие напоминает о том, что в этом мире Церковь является странствующей: она еще на пути к Царствию Божию. И каждый христианин участвует в этом странствии, проходя путем христианской жизни под руководством Церкви. Крещение – это начало пути. Царствие Божие – его завершение.

Подготовила Людмила Кузнецова