Пять лет после возрождения

str8-110 декабря 2011 года – памятная дата для прихожан Троицкого собора. В этот день пять лет назад состоялось освящение нижнего – Успенского – храма. Сейчас, когда все мы так привыкли к нарядному убранству этого храма, сложно представить, что его реставрация продолжалась почти три года и была сопряжена со значительными трудностями.

Реставрация самого древнего храма города продолжалась почти три года, в течение которых удалось заменить крышу и коммуникации собора, срезать метровый слой грунта вокруг него, произвести капитальный ремонт нижнего – Успенского – храма и обновить его внутреннее убранство. Решение о начале реставрации было принято в начале 2004 г., после того как на Саратовскую кафедру был назначен Преосвященнейший Лонгин, епископ (ныне митрополит) Саратовский и Вольский, а настоятелем собора стал иеромонах Пахомий (ныне епископ Покровский и Николаевский).

Откладывать реставрацию собора было нельзя: промедление могло грозить потерей храма. «Несмотря на то, что собору нашему более трехсот лет, такие комплексный капитальный ремонт и реставрация, которые состоялись в начале 21 в., в нем вряд ли, когда еще производились. Ремонт, конечно, делали, но чаще всего это были какие-то локальные работы. Решиться на такую глобальную реставрацию было, безусловно, сложно. Мы привыкли к храму, его убранству и боялись что-то изменить. Но когда начали работать, поняли, что решение о реставрации Успенского храма было принято своевременно. За внешним благообразием росписей скрывалась прогнившая штукатурка, покрывавшая стены, пораженные грибком. Основания колонн в притворе также были разрушены и сохранялись, в лучшем случае, на одну треть. А когда мы осматривали крышу, то просто ужаснулись – как это все держалось? Стропильная конструкция, обрешетка, коньковые брусы – все прогнило буквально до щепок», – вспоминает иеродиакон Паисий (Шурухин), исполнявший в те годы послушание эконома в соборе.

Реставрация памятника архитектуры

str9-1Свято-Троицкий собор является памятником архитектуры федерального значения, поэтому для создания проекта его реставрации потребовалось привлечение организации, которая имеет опыт работы с такими объектами. Это было одно из основных условий для выделения средств на ремонтно-восстановительные работы из федерального бюджета. Кроме того, состояние собора к началу реставрации было настолько тяжелым, что саратовские специалисты не могли решить всех возникших проблем. Поэтому проект разрабатывался специалистами Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства Культуры РФ, главный архитектор проекта — Е.К. Рукавишникова. Они же осуществляли авторский надзор за ходом и сроками реставрационных работ, за тем, какие материалы применялись строителями.

«При создании проекта специалисты ЦНРПМ старались учесть опыт реставрации храмов, похожих по времени строительства, архитектурным особенностям на Троицкий собор. Тщательно продумывались все элементы декора, материал, из которого производилась замена утраченных его элементов. К примеру, стены собора сделаны из большемерного профилированного кирпича. Его приходилось изготавливать вручную», – отмечает заместитель руководителя Реставрационного отдела Саратовской митрополии архитектор А.А. Клыков.

Одной из главных сложностей реставрации нашего собора стало состояние грунта под его фундаментом, сильно пропитанного грунтовыми водами. Строителям пришлось сначала бороться с влагой, произвести гидроизоляцию всех стен и только потом приступить к оштукатуриванию и росписи стен в Успенском храме. Кроме того, цокольная часть храма находилась ниже отметки грунта. Толщина культурного слоя составляла от 0,8 до 1,5 м грунта. Первоначально пришлось понижать грунт и вокруг храма, и внутри до его первоначальной планировочной отметки для создания надлежащей атмосферы в нижнем храме.

Падает ли колокольня?

Мало кто из жителей Саратова, да и гостей города хоть что-то не слышал про колокольню Свято-Троицкого собора. Порой сведения о ее отклонении от оси – единственное, что запоминают они из более чем трехсотлетней истории храма. Как обстоит дело с колокольней после реставрации?

«Причиной отклонения колокольни собора от своей оси на 1,2 м являются все те же грунтовые воды. Из-за осадки грунта под собором началась прогрессирующая деформация фундамента, которая привела к тому, что в конце 20 в. решением технической комиссии эксплуатация колокольни собора была ограничена», – рассказывает Алексей Анатольевич Клыков.

Для того чтобы укрепить колокольню и спасти ее от начинающегося разрушения, были забиты буроинъекционные сваи, укреплен фундамент. И теперь, в отличие от Пизанской башни, которая несмотря на работы по ее укреплению продолжает падать, колокольня Троицкого собора надежно зафиксирована и больше не отклоняется от своей оси.

Творческое возрождение

str9-2Реставрация памятников архитектуры – процесс творческий. Архитекторы и строители не просто воссоздают исторический облик здания, но и принимают решения об использовании новых материалов или добавлении новых элементов декора. К примеру, плитка на закрытом гульбище собора была заменена на современную из керамогранита, поскольку заменить ее на идентичную невозможно. По рисунку и цветовому решению современная плитка напоминает первоначальную, а по техническим свойствам даже превосходит ее.

В течение этих лет специалистами Московского музея им. преподобного Андрея Рублева были отреставрированы многие старинные иконы собора, в том числе две чтимые Казанские иконы Божией Матери и главная святыня нашего города — образ Спаса Нерукотворного, история которого насчитывает более трех столетий. Мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» были расписаны стены храма. Артель из Палеха выполнила также иконостас. Фресковая роспись, покрывающая своды, стены, проемы окон, придает храму неповторимую красоту.

Для Саратовской епархии реставрация Свято-Троицкого собора – первый опыт проведения ремонтно-восстановительных работ такого уровня сложности, и они были завершены успешно. «Опыт реставрационных работ уникален, – вспоминает Владыка Пахомий. – За три века существования собор неоднократно страдал от пожаров, перестраивался и подвергался реконструкции. За последние 100 лет капитального ремонта не проводилось, и теперь пришлось вскрывать полы, штукатурный слой, делать заново роспись». Но реставраторы успешно справились с поставленной задачей. И теперь Успенский храм радует прихожан и гостей нашего собора красотой и благолепием, позволяя надеяться, что еще многие поколения саратовцев будут молиться здесь Богу.

Марина Шмелева