Путь к святости. Из жития св. великой княгини Елисаветы

В каждой стране, в каждом народе есть свои герои, они определяют идеалы, по которым живут и к которым стремятся люди. Глядя на героя мы можем понять, что из себя представляет та или иная культура. Без героя невозможно развитие общества, для которого он является ориентиром движения, развития культуры. Могут ли таким ориентиром быть святые? Своими размышлениями на эту тему с нами делится священник Александр Станотин.

Святых тоже можно назвать героями, хотя они себя таковыми никогда не считали. Их жизнь становится примером, которому хочется подражать, но тут затруднением может стать утверждение: ведь они же святые! Куда нам до них… Правильно. Но путь к святости был у каждого из них длиною в жизнь. Никто из святых не стал таковым просто проснувшись однажды утром. И житие – это рассказ об этом пути. И у каждого святого он свой.

Когда говорят о героях, как правило, встает образ сильного мужчины, способного на всевозможные подвиги. Но мне сейчас вспоминается другой образ – образ женщины, о которой много говорили как до, так и после революции. Это Елизавета Федоровна Романова. О ней написано много книг, вышло множество передач. Мне интересны те моменты в ее жизни, которые могут рассказать о становлении ее как будущей святой Русской Православной Церкви.

Воспитание. Считается, что в детстве закладывается очень многое из того, что пригодится человеку во взрослой жизни. Будучи дочерью герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории, Елизавета Федоровна получила прекрасное образование, необходимое принцессе того времени: ее учили музыке, языкам (она говорила и писала по-английски и по-французски), живописи, литературе, истории. Будущая княгиня умела петь, рисовать, танцевать, ценила поэзию, обладала тонким вкусом и прекрасными манерами. Но вместе с образованием в семье герцога постарались дать и другое, необходимое в самостоятельной жизни – это навыки домашнего труда: старшие дочери сами выполняли домашнюю работу – убирали комнаты, постели, топили камин. Много позже Елизавета Федоровна скажет: «В доме меня научили всему». Постарались также дать детям понимание того, что есть бедные, нуждающиеся люди и им можно и нужно помогать. Пример подавала мать, принцесса Алиса, когда брала старших дочерей в больницы и приюты, которые посещала сама.

Вера. Будучи лютеранкой, Елизавета Федоровна после своего замужества принимает решение стать православной. Происходит это на седьмом году брака, и делает она это не «из-за мужа», а по собственному изволению. 1905 г. стал годом испытания для Елизаветы Федоровны: убивают ее мужа, генерал-губернатора Москвы князя Сергея Александровича. «Елизавета Федоровна, услышав взрыв, прогремевший недалеко от губернаторского дворца, выбежала на улицу и стала собирать разорванное на куски тело мужа. Потом долго молилась. Через некоторое время она подала прошение о помиловании убийцы мужа и навестила его в тюрьме, оставив Евангелие. Сказала – всё ему прощает». Для меня слова «потом долго молилась» говорят о многом, и самое главное, что Бог для Елизаветы Федоровны был не где-то там, а здесь, рядом. Ведь она могла сразу же поехать к своей сестре, императрице Александре, чтобы быть утешенной в горе. Могла просто плакать, как человек, находящийся в тяжелой жизненной ситуации, и принимать утешения от близких людей. Но она поступает как христианка, в первую очередь обращаясь к Богу, от Которого всё. Мы не знаем ее слов, обращенных к Богу, но видим плоды этой молитвы. Она прощает убийцу своего мужа. Так мог поступить только верующий человек. Это прощение и потом разговор наедине оставили след  в жизни Ивана Каляева, убийцы князя Сергея Александровича. После свидания с княгиней он сказал сопровождавшему офицеру: «Великая княгиня добрая, а вы все злые».

Служить Христу и Его делу. Смерть мужа – тяжелое испытание, но оно становится ступенью духовного восхождения. Суметь принять то, что произошло, не цепляться за утерянное, но увидеть путь, которым можно следовать дальше. Это дается не сразу, не вдруг. Елизавета Федоровна не принимала постриг. Но основала обитель, где полностью смогла отдать себя на служение «Христу и Его делу». По словам самой Елизаветы Федоровны, она приняла это «как путь, изобилующий светом», который указал ей Господь после смерти мужа, но который за долгие годы до этого начал брезжить в ее душе. Для нее это был не «переход», а то, что «мало-помалу росло» в ней, обретало форму.

Елизавета Федоровна любила людей, чувствовала свою ответственность за тех, кто был ей вверен: «Но, если я требую от других, чтобы они следовали моим убеждениям, я должна делать то же, что они, сама переживать с ними те же трудности, я должна быть сильной, чтобы их утешать, ободрять своим примером; у меня нет ни ума, ни таланта – ничего у меня нет, кроме любви к Христу, но я слаба; истинность нашей любви к Христу, преданность Ему мы можем выразить, утешая других людей – именно так мы отдадим Ему свою жизнь…»

Верность долгу до конца. Елизавета Федоровна полюбила Россию, ставшую для нее второй Родиной. Свою любовь она выразила в нежелании покинуть страну после революции несмотря на то, что германское правительство добилось согласия советской власти на выезд великой княгини за границу. На уговоры она отвечала: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!»

Великая княгиня была до конца предана своему долгу, который невозможно было исполнить без любви к Богу и людям. Будучи сброшенной в шахту, она продолжала думать не о себе, а о тех, кто нуждался в ее помощи. Известно, что она смогла перевязать раны князю Иоанну Константиновичу.

***

Мы видим, что жизнь Елизаветы Федоровны выглядит как путь, приводящий человека ко спасению. Господь и оставил нам столько сведений о ней самой, о ее повседневной жизни, словах и поступках для того, чтобы мы видели направление. Чтобы не впадали в отчаяние, когда в жизни происходят ужасные события, и всегда ориентировались в выборе пути на Слово Божие.

Священник Александр Станотин, 4 ноября 2019 г.