Пустынная обитель

troiza7Свято-Успенская Почаевская Лавра, одна из главных святынь Православия, находится на западе Украины в г. Почаеве Тернопольской области (исторически область называлась Волынью). Расположена Лавра на высокой каменистой горе, возвышающейся над всей окрестностью более чем на 75 м.Первые иноки появились здесь еще раньше, чем в Киеве, так как уже в конце 9 в. Волынь входила в моравскую епархию просветителя славян прп. Мефодия. Монастырь был основан около 1240-1241 гг. затворниками Киево-Печерской Лавры, бежавшими на Волынь после разгрома Киева и уничтожения его святынь полчищами Батыя. Из древней летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 г., потому что двое из них с жителем с. Почаева, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Божией Матери. Царица Небесная явилась им в огненном пламени, подобном Неопалимой Купине, с короной на голове и скипетром в руке, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода. С тех пор Святая Почаевская гора стала местом подвига многих монахов, приходящих под невидимый благодатный покров Пресвятой Богородицы.

В память о разрушенной Киево-Печерской Свято-Успенской Лавре они закладывают Свято-Успенский скит. Первыми помещениями монастыря были пещеры в толще гор, а первым строением – небольшая деревянная церковь Успения, которую возвели в 13 в. у подножия горы.

Преображение обители

До 16 в. Почаевский монастырь был маленькой пустынной обителью. В конце века обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской: на ее пожертвования была сооружена Почаевская церковь и одноэтажные келии. Кроме этого, в дар от благотворительницы обитель в 1597 г. получает значительные земельные наделы, что подтверждает статус монастыря, имения и самое дорогое сокровище – чудотворный образ Божией Матери. Другим событием этого времени, укрепившим положение монастыря, стало игуменство прославленного прп. Иова.

Прп. Иов родился около 1551 г. в Галиции от благочестивых родителей Иоанна и Агафии, по фамилии Железо, принадлежащих к дворянскому роду, и наречен был Иоанном. В 12 лет он был пострижен в монашество в Угорницкой обители с именем Иов. В 30 лет он был рукоположен во священника, а вскоре после этого принял великую схиму с именем Иоанн. Святоподобная жизнь прп. Иова прославила его по всей Галиции.

Прп. Иов прибыл в Почаевскую обитель в то самое время, когда она только начала благоустраиваться. В монастыре не было даже игумена. Почаевские иноки чрезвычайно обрадовались прибытию преподобного и стали просить его принять над ними игуменство. И прп. Иов, который шел сюда в поисках места для уединенных подвигов, по смирению своему не смог отказать им.

Деятельность прп. Иова преобразила обитель, в которой только еще начинало устраиваться общежитие. Новый игумен ввел в монастыре общежительный устав и занялся его окончательным благоустройством. Позаботился о прочном обеспечении средств на содержание монастыря, выхлопотав приписку к нему различных земель и угодий. Кроме того, прилагал старания к устройству в обители колодцев, прудов, огородов, садов и т.п. Во всех работах он сам с любовью принимал деятельное участие. Благодаря его стараниям были открыты школа и одна из самых больших на Украине типографий, а в 1649 г. на самой вершине горы построена церковь в честь Святой Троицы со стопой Богородицы в середине храма. Тогда же обитель была обнесена оборонной стеной, что было немаловажно для того времени, построено шесть храмов, различные хозяйственные сооружения. Устроенные им сад и пруд до сих пор существуют у подножия Почаевской горы; сохранился также устроенный им колодец.

В борьбе с унией

Попечением о материальном благополучии монастыря не исчерпывалась деятельность прп. Иова. В октябре 1596 г. польский король Сигизмунд III и киевский митрополит Михаил Рогоза провозглашают унию. Почаевская Лавра решительно выступает против распространения униатства и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений.

В 1628 г. на Киевском соборе, вместе с другими участниками, прп. Иов подписал соборное определение, в котором заявил, что он «твердо стоит в православной вере, не мыслит отступления в унию и под клятвою обещается не отступать и к тому же увещевать весь православный народ». Папская экспансия столкнулась с твердостью духа православных лаврских подвижников: монахи отбили все попытки обратить монастырь в унию. Проповедью, поучениями, своей духовной чистой и праведной жизнью почаевские подвижники укрепляли веру православных в час отчаяния, преследований и испытаний. Все больше православных, преследуемых католиками и униатами, находили защиту в неприступных стенах и пещерах монастыря. Борьба с чуждыми вероучениями укрепила Почаевский монастырь, и в 17 в. пустынная обитель превратилась в крупнейший православный центр Западной Украины.

Прп. Иов Почаевский дожил до ста лет и, предсказав день своей кончины за неделю, тихо, без страданий почил 28 октября 1651 г.

В начале 18 в. Почаевский монастырь все же был отнят у православных – и с 1713 по 1831 гг. находился под властью униатов.

Расцвет Лавры

Через несколько десятилетий после того, как Волынь вновь вошла в состав Российской империи, 25 октября 1831 г., монастырь был возвращен Православной Церкви. Началось бурное строительство, в результате которого сложился архитектурный ансамбль монастыря, воссоздающий лучшие традиции древнерусской, украинской (барочной) и классической архитектуры.

Свято-Успенская Почаевская ЛавраВ 1883 г. решением Святейшего Синода Почаевский монастырь получает статус Лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России. Лавра становится крупнейшим просветительским центром. Здесь работают типография, школы (второклассная и монашеская), мастерские (по золоту, изготовлению иконостасов, иконописная, переплетная и др.). В 1887 г. начинает издаваться богословский еженедельный журнал «Почаевский листок». Высокое мастерство отличало хоровое пение: знаменитый почаевский распев и поныне считается классикой церковных песнопений. Обширные земли монастыря трудами монахов превращаются в высокопроизводительные сельскохозяйственные угодья. Это позволяло содержать не только целый монастырский город, но и благотворительные столовые, больницы, приюты. К началу 20 в. Почаевская Лавра превратилась в крупнейший центр паломничества, куда тысячи православных шли пешком не только со всей России, но и из других стран.

20 век

Лихолетья мировых войн и воинствующего атеизма не обошли святую обитель. Однако близость к Западу и боязнь волнений галичан и волынян, еще не привыкших к атеистическому террору, останавливали советскую власть от закрытия монастыря. Подвиг монахов этого времени еще оценит история. Им приходилось из последних сил поддерживать и сохранять в порядке храмовые строения, чтобы не дать властям повода закрыть их «на реставрацию», а по сути – «экспроприировать» их у Церкви. Насельники находились под постоянным давлением со стороны репрессивных органов.

В это тяжелое время новый свет веры и благочестия пролил преподобный Амфилохий (Головатюк, 1894-1971). Юношей он был призван в царскую армию. Пройдя через многие испытания, он в 1925 г. избирает тернистый путь спасения в монашестве и поступает в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполняет новоначальный инок возлагаемые на него послушания и удостаивается монашеского пострига с именем Иосиф и священнического сана. В это же время он начинает лечить больных и особенно становится известным как костоправ. Благодаря своим мужеству и смелости, он отстоял закрытие Троицкого собора. После этого праведник был арестован и отправлен в психиатрическую больницу. По указанию властей его однажды избили до полусмерти, после чего, опасаясь за жизнь старца, его постригли в схиму с именем Амфилохий. Но по милости Божьей преподобный еще многие годы служил людям, получив от Господа дары прозорливости и исцелений, которые всячески скрывал, избегая суетной человеческой славы.

Возрождение

В последние два десятилетия Лавре возвращены некоторые отобранные сооружения, сады и земельные участки, ведутся восстановительные работы. Около ста насельников не имеют недостатка в работе. Однако на первом месте остается наивысший монашеский подвиг – молитва.

5 августа 1990 г. Лавра отметила 750-летие со дня своего основания. В этот день ее посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, возглавивший праздничные торжества. В 1992 г. святая обитель подтвердила свою приверженность Московскому Патриархату. В 1997 г. Лавра стала ставропигиальным монастырем, т.е. подчиненным власти только митрополита Киевского Владимира (Сободана), священноархимандрита Лавры. Наместником в этом же году братия избрала архимандрита (ныне епископа Почаевского, викария Киевской Митрополии) Владимира (Мороза).

В 2009 г. обитель посетил Святейший Патриарх Кирилл.

Почаевские святыни

Цельбоносная Стопа Богородицы

Первой святыней Лавры стал отпечаток стопы Божией Матери, который является неоскудевающим источником великих чудотворений, целебная вода которого и поныне исцеляет верующих людей от всевозможных недугов.

Чудотворная Почаевская икона Божией Матери

Икона Богородицы является самой прославленной святыней обители. Изначально икона была подарена шляхтянке Анне Гойской греческим митрополитом Неофитом за оказанное ему гостеприимство и хранилась в доме помещицы около 30 лет. От иконы стало происходить много чудес. Впервые это случилось во время прозрения перед иконой слепорожденного брата Анны Гойской – Филиппа Козинского. Пораженная чудом графиня решила, что такая святыня должна находиться в святом месте и отдала икону Почаевскому монастырю. Ныне икона находится в Успенском соборе над Царскими вратами в звездообразном киоте.

Нетленные мощи преподобного Иова

За благочестивую жизнь Господь прославил прп. Иова чудотворениями еще при жизни, а после его блаженной кончины многие люди видели необычайный свет над его могилой, обращались за помощью к преподобному, получали ее, а также исцелялись от недугов. 28 августа (10 сентября н.с.) 1659 г. были обретены нетленные мощи прп. Иова, игумена Почаевского, которые сейчас почивают в серебряной раке в Пещерном храме и ежедневно открываются людям для поклонения.

Мощи преподобного Амфилохия

После преставления старца Амфилохия – 1 января 1971 г., на месте его погребения стали происходить чудеса и исцеления, которые не прекращаются и поныне. Перед праздником Пасхи 2002 г. были обретены его нетленные мощи. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 12 мая 2002 г. схиигумен Амфилохий причислен к лику святых. Память его празднуется 31 мая (н.ст.). Мощи прп. Амфилохия Почаевского открыты для поклонения в Пещерном храме.

Чудеса от Почаевских святынь, происходившие во все времена, не прекращаются и поныне, приводя людей к истинной вере и укрепляя на тернистом пути спасения. И по сей день Свято-Успенская Почаевская Лавра является оплотом Православия на западе Святой Руси, духовным маяком, свидетельствуя всему миру истину о Господе нашем Иисусе Христе, Спасителе мира.

И.С. Гладышева