Про Кота Котовича, про Петра Петровича

Признаюсь, я знакома с Петром Петровичем уже очень давно – почти 20 лет, правда, в последние лет этак 15 мы с ним не виделись, до меня доходили только слухи об удивительных метаморфозах, происходящих с ним… Слухи были ошеломляющими – Петр Петрович возрождает…саратовскую глиняную игрушку! А я-то его запомнила редактором сельскохозяйственного отдела Приволжского книжного издательства, где успела немного поработать.. «А разве существовала такая – саратовская глиняная игрушка?- спрашивала я себя ,- И с какой стати именно Петр Петрович её возрождать-то взялся?» Впрочем, если честно, всегда в нем было что-то сказочное… Начнем с фамилии – Африкантов! Таинственно и странно звучит она в наших местах, согласитесь…

Да и сам Петр Петрович – невысокий, коренастый, с ясными детскими синими глазами – уютный , как говорящий кот из сказки. Придет, бывало, в наш отдел, сядет напротив, помолчит загадочно, потом скажет что-нибудь… этакое. И даже если это было простое приглашение попить чаю, то и оно обещало разговор задушевный…

Пора и вас, дорогие читатели, с ним познакомить. Не зря говорят : «Нет худа без добра» или еще: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Именно непростые жизненные испытания, выпавшие на долю нашего героя, принесли добрый плод в виде возродившейся из небытия саратовской глиняной игрушки.

В начале 90-х годов прошлого века многие люди в нашей стране оставались без работы, без привычного уклада жизни, им все приходилось начинать с нуля. В такой ситуации оказался и Петр Петрович. Но как человек, не утративший духовной связи с прошлым своей семьи и своей родины, он именно там – в прошлом – и нашел неисчерпаемый источник жизненных и творческих сил. Возрождение, казалось, давно забытой традиции – дело сложное, трудоемкое, но очень увлекательное и благодарное. А главное, в таком деле Господь всегда поможет и не оставит. Сегодня и сам Петр Петрович удивляется – как это все у него сложилось! Тогда, в середине 90-х жил с семьей впроголодь, и при этом с рюкзаком по области путешествовал – ту самую глину искал, из которой его дядя и мама когда-то своих петушков да коняшек лепили. Глин-то в наших краях самых разных достаточно. Но хотелось найти ту самую, особенную – черную, которая при обжиге нужный оттенок дает. И нашел-таки! А потом еще Господь привел с бабушкой девяностолетней на Сенном базаре познакомиться – продавала она какую-то мелочь, а среди мелочи — настоящие драгоценности — несколько старинных глиняных игрушек. Причем из них большинство – с изъяном , типа собачки с отбитой лапкой или однорогого козлика. Еще бы! Игрушкам –то этим на тот момент лет семьдесят было, а лепил их свекор Никитичны (так называла себя бабушка), отличный мастер. Жил он на Белоглинской (!) улице. Сама Никитична таланта к лепке не имела, потому была в подмастерьях – глину отмачивала, растирала, процеживала, на солнышке сушила, все тонкости подготовки глины к работе знала. В чулане у свекра мешки стояли с разными глинами – коричневой, жёлтой, чёрной, голубоватой, серо-белой и даже кровяной красной . А свекровь Никитичны, Ульяной её звали, потом игрушками мужниными на Пешке и Сенном торговала. У игрушечников секреты свои были, конкуренция, язык на замке держать приходилось.

К слову сказать, маленькая правнучка Никитичны Иришка, тоже рядом с бабушкой на базаре бывала и каждую игрушку, как от сердца отрывала. Видно, нуждались они очень, раз семейные реликвии на базар выносить приходилось. Сегодня изделия Петра Петровича Африкантова официально отнесены к изделиям народных художественных промыслов, его работы хранятся в музеях, он является призером многих выставок, участником Международной творческой конференцией под эгидой ЮНЕСКО, а его скульптурная композиция «Охота с с лайками на медведя» взята в фонд ЮНЕСКО. Работы его учеников-школьников – лучшее доказательство того, что жива русская душа и только того и ждет, чтобы Красоту, незаслуженно забытую, по крупицам собирать и людям дарить…

Какая же она – саратовская глиняная игрушка? Её делали когда-то крестьяне из пригородных деревень, да и жители Саратова не отставали. У каждого мастера были свои секреты, свои наработки, но имела саратовская игрушка свое особенное « лицо».

После обжига она приобретает золотистый, бежевый или светло коричневый оттенок, но может остаться и серо-белой. Все зависит от того, какая глина или смесь глин используются. После лепки на тело игрушки наносится геометрический рельефный рисунок при помощи штампиков, которыми сегодня служат колпачки от авторучек, фломастеров и т.п. После обжига мастер наносит дополнительную роспись геометрического рисунка – раньше это делалось с помощью коричневой глины, сегодня используются гуашевые краски коричневого и черного (для глазок и коготков) цветов. После покрывали игрушку молоком, а сейчас по молоку наносят еще масляный лак. Но чаще делают так называемую «сушку» — игрушку, которая не обжигается, ее раскрашивают более разнообразно, цветной гуашью. Традиционную саратовскую глиняную игрушку отличает особенная , сдержанная и благородная , выразительность.

Держишь её, теплую и радостную, в руках и на душе светлее становится – ведь в ней не только память наших прадедов, но и улыбки и благодарность тех, кто делает и собирает её сегодня. Добрая эта игрушка и многое рассказать нам может о предках. Какие они были талантливые и трудолюбивые, веселые и смелые, мужественные и нежные.

«Гимназический взвоз» №2-3 (6-7)

Елена Гаазе