Принцип личной ответственности

реставрация– Отец Пахомий, сегодня у многих людей, даже вполне далеких от христианства, возникает вопрос: «Какое место должна Церковь занимать в мире? В чем ее основная миссия?» При этом люди ищут чисто материальное подтверждение необходимости или, наоборот, ненужности христианства в нашем обществе. Роль Церкви ассоциируется с милосердием, благотворительностью в чисто материальном понимании этого слова. Как Вы считаете, какую социальную, благотворительную деятельность Православная Церковь может и должна вести в современном мире?

– Если обратиться к Российской истории, можно вспомнить, что подобное отношение к Церкви не ново, все это уже было. Император Петр I во время своих реформ также пытался поставить Церковь на службу государству, сделать ее лишь неким социальным институтом. Он рассматривал Церковь как средство достижения блага для государства.

Однако этот подход глубоко ошибочен. Церковь Христова надмирна, у нее совершенно иное предназначение в этом мире – проповедь Слова Божия. Одна из главных задач священника – дать человеку духовную пищу. И в жизни конкретной личности, и всей Церкви важное место должна занимать духовная составляющая: стремление человека к Богу, его молитва, внутренняя жизнь. А внешняя деятельность должна прилагаться к внутреннему содержанию, проистекать из него.

Иначе Церковь превратится в простой мирской институт благотворительности. Яркий пример этого дает нам Церковь в Западной Европе. Католическая церковь сегодня ведет огромное количество благотворительных программ по кормлению нищих, воспитанию сирот, поддержке неимущих. Но при этом, стремясь привлечь людей в храмы, сделать христианство максимально доступным, например, сокращением богослужений, отменой постов, она нанесла удар по своей внутренней, духовной жизни, привела к умалению духа жертвенности. Мы не имеем права критиковать и осуждать католиков, но не можем не учитывать их грустный опыт.

– Значит, Церковь не может заниматься широкой благотворительной или иной внешней деятельностью?

– Нет, конечно, и может, и должна заниматься. Просто неправильно ставить вопрос: «Чем Церковь может послужить обществу?» Сам факт ее существования уже помощь этому миру, ведь она свидетельствует о Христе, о правде Божьей. Кроме того, Церковь с момента ее основания всегда принимала самое активное участие в жизни общества. Она всегда несла труды в области воспитания детей, образования, помощи обездоленным. С древности при каждом монастыре были приюты, богадельни. В голодные годы каждый человек мог получить в обители хотя бы кусок хлеба, который фактически спасал его от голодной смерти.

Но сегодня Церковь не может в полном объеме вести благотворительную деятельность, которую от нас ждут мирские люди и в отсутствии которой нас так часто упрекают. У нее нет той материальной базы, которая была до революции. Сами храмы, монастыри разрушены, требуют серьезных затрат на восстановление, а главное – нет постоянных источников дохода, кроме жертвы верующих прихожан. Для того чтобы Церковь вновь стала принимать участие в крупных социальных проектах, благотворительных акциях, нужно чтобы у нее появилась некая материальная база, а прихожане стали более активными.

– Так значит, многое зависит от самих прихожан. А как верующие должны относиться к храму, прихожанами которого они являются?

дети больница– Прихожане должны чувствовать ответственность за свой храм. Все его нужды, в том числе и строительство, реставрация, а тем более благотворительность прихода, не должны быть заботой только настоятеля и духовенства. Ведь внешнее благолепие, в первую очередь, нужно не священнику. Церковь через внешние символы стучит в сердца всех людей, помогает им приобщиться к сокровищнице христианской культуры.

Когда в первые годы советской власти начался провокационный процесс по изъятию церковных ценностей, прихожане пытались защитить свои храмы. Так, в 1922 году в небольшом фабричном городке Шуе Ивановской области, который насчитывал около 30 церквей, был назначен день изъятия церковных ценностей в кафедральном соборе. В этот день несколько тысяч человек, практически все жители города, вышли на улицы. Многие пострадали.

Эта ситуация должна наводить всех нас, и духовенство, и мирян, на мысль: «А что сегодня значит для нас Церковь? Готовы ли мы ради нее на какие-то жертвы?» Речь не идет о жертве жизнью. Никто из нас не знает, как поступил бы в момент смертельной опасности. Но готовы ли мы жертвовать хотя бы своим временем.

Да, сегодня Церковь живет в относительном благополучии. Реставрируются и строятся храмы, увеличивается количество прихожан, идет активная социальная работа. Но очень часто священник остается один на один с радостями и трудностями своего храма. А прихожане остаются сторонними наблюдателями. У этого тяжелого явления есть свои объективные причины. На протяжении нескольких десятилетий советской власти в людях воспитывалось духовное отчуждение от Церкви. Но есть в этом и наша вина.

– В чем конкретно должна проявляться наша ответственность за свой храм, за свой приход?

– Человек, который регулярно посещает какой-либо храм, должен почувствовать в христианстве животворящее начало, принять для себя принцип евангельского отношения к жизни – нельзя быть потребителем. Нельзя приходить в храм, к Богу и задавать вопрос: «Что мне за это будет?» Не Богу нужны наши молитвы, пожертвования, свечи, дела, а нам самим. Только тот, кто прочувствовал слова апостола Павла: «Блаженнее давать, нежели принимать» и стремится их исполнять на деле, действительно что-то понял в жизни.

реставрация Пахомий ПаисийХристианину важно всегда помнить слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва есть». Если мы говорим, что верим в Бога, но при этом ничего не делаем для окружающих, наши слова – лицемерие или заблуждение. По мере сил, мы должны помогать людям. И при этом верующий человек не должен ждать награды, одобрения, а делать, понимая, что благотворительность, милосердие, помощь храму – это его долг.

А сегодня даже верующие прихожане часто забывают об этом. Они посещают храм, богослужения, но не вспоминают о том, что они ответственны за свой приход, друг за друга. Что от них зависит, какой будет церковная жизнь в следующем поколении.

Можно остаться после службы, помыть пол, протереть иконы, лампады, помочь в трапезной, да мало ли дел по храму. Можно пожертвовать какие-то средства, привлечь знакомых, поинтересоваться нуждами прихода. Для каждого человека это возможность стать причастным жизни Церкви. А ведь нам хорошо известно, что когда мы принимаем участие в жизни человека, то становимся с ним ближе, роднее. В Церкви то же самое.

– А чем христианин может помочь ближнему в наше время?

– Вид этой помощи каждый должен определить для себя сам. Кто-то кормит больного или нуждающегося, кто-то навещает немощного или заключенного, кто-то воспитывает сироту. Каждый может найти путь благотворительности, который ему близок.

Один человек, в силу своих материальных возможностей, может больше, другой – меньше, но хоть что-то делать может каждый из нас. Ведь милосердие не ограничивается материальным пожертвованием или личным участием в крупной благотворительной акции.

Например, сегодня много говорится о демографическом кризисе. При этом в нашей стране больными и здоровыми детьми переполнены детские дома, приемники, интернаты. А обществу до них нет никакого дела. Интересен пример Румынской Православной Церкви. Чтобы решить проблему беспризорников, несколько лет назад по призыву Патриарха многие семьи взяли этих детей к себе на воспитание. И проблема была решена.

Конечно, не все имеют возможность сделать такой ответственный шаг. Кому-то легче пожертвовать деньги. Богатый человек просто обязан помогать немощным, больным, детям. При этом нужно не просто перечислить средства, но и позаботиться, чтобы они дошли до адресата: помочь купить продукты, лекарства, одежду. Проявить личное участие.

Благотворительная помощь также может быть направлена неимущим прихожанам вашего храма. Например, в Грузии, по благословению Патриарха Илии, в каждом храме Тбилиси поставлена специальная кружка. Туда каждый прихожанин может опустить пожертвование. А каждый нуждающийся человек может этими средствами воспользоваться.

По моему мнению, такую деятельность могли бы вести многие русские приходы, в том числе и наш. Эти пожертвования могли бы реально помочь многодетным, сиротам, инвалидам.

Кроме того, иногда нужно просто выслушать человека, поддержать в тяжелой жизненной ситуации, проявить сочувствие. Это также является проявлением милосердия по отношению к ближнему.

– Мы много говорили о необходимости личного участия прихожан в жизни своего храма. А какая помощь требуется непосредственно Свято-Троицкому собору?

– В нашем соборе каждый человек – и мужчина, и женщина, и ребенок – может найти себе дело по силам. Но если у вас возникло благое желание помочь храму, в первую очередь нужно обратиться к настоятелю. Ведь ему гораздо лучше видно, какая нужда существует в храме. Это касается и материальных пожертвований, и каких-то дел. Поэтому необходимо обязательно взять благословение, чтобы согласовать свою волю с распорядком жизни храма.

Что касается видов помощи, мне не хотелось бы здесь говорить о материальных пожертвованиях – денег всегда не хватает на осуществление задуманного. Но и при отсутствии денежных средств можно найти возможность помочь. Самое простое – уборка храма. Ведь при том, что у нас довольно многочисленный приход, мы порой не можем найти желающих после праздничной службы помыть пол. Это не говорит о большой сознательности прихожан. А ведь еще лет десять назад такой проблемы просто не могло возникнуть. Для многих верующих людей большим счастьем было потрудиться в храме.

Мужчины могли бы помочь в подготовке алтаря к богослужению, в уборке территории, в ризнице. Кроме того, можно принять участие в работе нашего сайта, приходской газеты.

Можно пожертвовать неимущим одежду, обувь. Но при этом всегда следует помнить пример Каина и Авеля. Ведь жертва Авеля была угодна Богу потому, что он принес лучшие плоды своего труда. Нельзя отдавать Богу то, что не нужно самому. Внутренний духовный мир может стяжать только тот, кто умеет с радостью жертвовать лучшим.

Беседовала Марина Шмелева