Прикоснуться к неизведанному

str2_0По традиции, новый учебный год в воскресной школе начинается с паломнической поездки. На этот раз педагоги и воспитанники во главе с настоятелем собора игуменом Пахомием отправились на Бородинское поле. По дороге они поклонились святыням Москвы. Один из паломников делится с нами воспоминаниями о поездке.

Любая паломническая поездка сопряжена с желанием поклониться святыням, о которых ты заранее что-то знаешь и надеешься на что-то определенное. Но вместе с тем – это и прыжок в неизведанное. Долгое время воспитанники воскресной школы при нашем храме, а также их родители и педагоги ожидали паломнической поездки. Узнавали о святых местах, которые предстояло посетить, решали, что брать с собой в дорогу. Тем не менее момент отъезда наступил будто бы неожиданно. И когда купола Свято-Троицкого Собора исчезли из вида, души наполнились предвкушением сказочного, непредсказуемого путешествия.

Непредсказуемость не заставила себя долго ждать. Наш автобус сломался на полпути в Москву. Это происшествие не обрадовало, но и не удивило нас. Как сказала нам впоследствии одна из насельниц Московского Новодевичьего монастыря: «Ещё бы у вас в пути не возникло препятствий, ведь вы святыням приехали поклониться!»

В путь мы отправились после молебна, отслуженного в нашем храме отцом Пахомием. Путешествующие и провожающие просили помощи Божией паломникам в дальней дороге. В автобусе пропели тропари Смоленской и Владимирской иконам Божией Матери, а также свт. Николаю Чудотворцу и прп. Сергию Радонежскому. В ходе поездки мы не только читали утреннее и вечернее правило, но и пропели несколько акафистов.

С самого начала поездка оказалась познавательной и информационно насыщенной не только для детей, но и для взрослых. Нашим основным гидом и путеводителем стал отец Пахомий. Он увлекательно рассказывал нам о каждой из достопримечательностей Москвы, мимо которых мы проезжали. На въезде в Москву нам встретился красивый храм. Оказалось, что это – Михайловская слобода, которая является так называемым единоверческим приходом. Отец Пахомий описал подробности истории старообрядческого раскола, а также особенности церковной жизни единоверческих приходов, вернувшихся в лоно Православной Церкви, но сохранивших богослужение по старому обряду.

Наша первая запланированная остановка в Москве произошла у ворот регентской школы, которая находится в Богоявленском соборе бывшего Московского Богоявленского монастыря. Здесь в 14 в. подвизался свт. Алексий Московский. Приходил сюда и прп. Сергий Радонежский, некоторое время служил его брат Стефан. А в 1685 г. здесь начинала свою историю Славяно-греко-латинская академия – первая высшая школа России. В более позднее время целый сонм известных духовников и подвижников так или иначе были связаны с этим местом.

Нас радушно приняли, сразу же проводили в трапезную. Затем мы осмотрели реставрируемый храм, приложились к святыням. На прощание сделали групповой фотоснимок на фоне храма и памятника братьям Иоанникию и Софронию Лихудам, первым профессорам основанной ими Славяно-греко-латинской академии.

Выражение невыразимого

Следующим объектом нашего внимания стала знаменитая Третьяковская галерея. Здесь мы разделились на две экскурсионные группы и начали знакомство с выдающимся собранием картин русских живописцев. Нам запомнились веющие свежестью и чистотой пейзажи И.И. Шишкина, исторические полотна В.И. Сурикова, пронзительные работы В.М. Васнецова, Н.Н. Ге, посвященные религиозной тематике. Рассматривая картину В.Г. Перова «Спор о вере», мы вновь вспомнили драматическую историю русского раскола. Особое внимание экскурсоводы уделили огромному полотну А.А. Иванова «Явление Христа народу».

Но, конечно, главным центром притяжения стал для нас отдел древнерусского искусства, где собраны иконы прп. Андрея Рублёва, Дионисия и многих других выдающихся русских иконописцев. Образы просто поразили нас своей глубиной и способностью выражать невыразимое. Дети, с присущей им непосредственностью, недипломатично спрашивали: «Почему эти иконы не в храмах? Когда их туда передадут?» Экскурсовод тактично эти вопросы не расслышала, но зато также тактично дала нам время побыть наедине со святынями. У «Троицы» Рублёва мы пропели величание.

Затем наша паломническая группа, уже в полном составе, посетила храм-музей свт. Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, где мы поклонились одной из главных святынь русского народа – Владимирской иконе Божией Матери. Это событие произвело на всех особое впечатление. Даже самые юные паломники как-то притихли и не хотели уходить из храма.

Уже после обеда мы попали в Новодевичий женский монастырь г. Москвы. В трапезной монастыря нас снова вкусно и сытно накормили. И осталось ещё достаточно времени, чтобы осмотреть все строения обители. Экскурсоводы познакомили нас с историей создания, развития, частичного разрушения и восстановления монастыря.str2_2

Воспитанники нашей воскресной школы заинтересовались росписью Смоленского собора – самого древнего храма монастыря. Многие фрески посвящены событиям земной жизни Богородицы. Поразил и великолепный пятиярусный иконостас, сооруженный по приказу царевны Софьи Алексеевны Романовой, и сень над престолом из голубого фарфора, которая символизирует соединение неба и земли во время богослужения.

Также мы посетили еще один храм монастыря – в честь Успения Божией Матери, где смогли помолиться за богослужением. Педагогов воскресной школы порадовали не только интересный рассказ и обилие впечатлений, но и достаточная собранность ребят.

По местам боевой славы

На ночлег мы отправились в дом отдыха близ подмосковного города Можайска. Готовясь к насыщенной программе воскресного дня, послушали по дороге доклад прихожанки нашего собора Ирины Сергеевны Гладышевой, посвященный Отечественной войне 1812 г. Никто не ожидал, что об этих всем ещё со школы известных событиях можно рассказать так интересно. И взрослые, и дети открыли для себя много нового.

Утро встретило нас живописной прохладой Подмосковья. Завтрак, прогулка по берегам Можайского водохранилища, и мы отправились в Можайск. Здесь мы посетили храм во имя свт. Николая Чудотворца. Храм оказался очень необычным, построенным в стиле псевдоготики.

Вообще, в этом городе особо почитают свт. Николая. По преданию, однажды на Можайск напали татаро-монголы. Жители города стали со слезами молиться в храме, посвященном святителю. Тогда в ободрение жителям Можайска и на страх врагам он явился в грозном виде – стоящим в воздухе над собором, держа в одной руке меч, а в другой изображение обнесенного крепостью храма. Неприятель так устрашен был этим видением, что снял осаду и бежал – к удивлению и радости осажденных. Тогда-то и создали благочестивые граждане изображение Угодника, которое получило название «Никола Можайский». Может быть, поэтому венчающий колокольню шпиль напоминает меч, уходящий в небо?

В храме мы приложились к частице мощей свт. Николая и поспешили на Бородинское поле. Мы оказались на Бородинском поле в день, когда отмечалась годовщина Бородинского сражения. Этому событию были посвящены торжественное открытие, церемониалы войск на командных пунктах главнокомандующих, историческая реконструкция эпизодов сражения.

Реконструкция происходила на плац-театре у с. Бородино, куда с утра стали прибывать зрители. К началу представления здесь собралось несколько десятков тысяч человек. Поэтому в ход пошли приготовленные заранее бинокли.str2_1

На поле боя стреляли пушки, происходили попеременные атаки русских и французских войск, одетых в соответствующее обмундирование. Представление было рассчитано на длительное время, нас впереди ждала насыщенная программа. К тому же, благодаря прослушанному накануне докладу, дети хорошо ориентировались в событиях той войны. Поэтому мы направились дальше.

А нам еще предстояло посетить Спасо-Бородинский монастырь. Он был основан Маргаритой Михайловной Тучковой – вдовой героя Отечественной войны 1812 г., погибшего на Бородинском поле. Первыми насельницами обители стали вдовы и родственницы солдат и офицеров этой войны. После знакомства с монастырем мы продолжили путь.

Напутствие преподобного Ферапонта

Время нашей поездки неумолимо подходило к концу. Но напоследок мы еще успели посетить Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь. В нем несколько столетий назад подвизался прп. Ферапонт Можайский, собеседник прп. Кирилла Белоезерского. Глядя на Рождественский собор Ферапонтова монастыря, мы почти физически ощутили величие и мощь древнерусского зодчества, особую атмосферу личного предстояния перед Богом. Внутреннее помещение храма оказалось гораздо меньше, чем можно было предположить снаружи, но в древности для монастырских служб большего и не требовалось.

На следующий день отмечался праздник Владимирской иконы Божией Матери. На всем богослужении мы присутствовать не смогли – впереди был долгий путь домой, но зато успели к чтению Евангелия и на елеопомазание. Затем мы приложились к святым мощам прп. Ферапонта и отправились к святому источнику, расположенному недалеко от обители. В результате усталость напряженного дня как рукой сняло.

На обратном пути мы прочитали акафист Иисусу Сладчайшему, вечернее правило. В оставшееся время посмотрели православные документальные фильмы.

Домой мы вернулись полные сил и новых впечатлений. Конечно, особенно это касается наших юных воспитанников. Для них радостным было все: и совместное путешествие, и поклонение святыням, и познавательное зрелище сражения. А кроме того, возможность несколько дней подряд засыпать отца Пахомия очень важными вопросами, неизменно получая на них от батюшки полезные и исчерпывающие ответы.

А впереди всех ждал новый учебный год с его радостями и открытиями. И ожидание нового путешествия к святыням, которое позволит окунуться в доселе неизведанное…