Прикосновение к великому всегда нас меняет

PIA_7366В мае 2010 года в Свято-Троицкий собор Саратова был привезена Иверская икона Божией Матери, написанная и освященная на Святой Горе Афон. Бывший настоятель собора игумен Пахомий (Брусков), ныне епископ Покровский и Николаевский, рассказал, как родилась идея сделать список с афонской иконы и каким образом этот замысел удалось реализовать.

– Отец Пахомий, почему для Троицкого собора решили сделать список именно с афонской святыни?

– Лично для меня Святая Афонская Гора очень много значит. Первая поездка на Афон потрясла меня до глубины души. Более 10 лет назад, когда епископ Саратовский и Вольский Лонгин еще был настоятелем подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве, несколько человек нашей братии вместе с ним отправились в паломническую поездку. На двух машинах мы объехали Болгарию, Румынию. Последним пунктом нашей поездки стал Афон. К тому времени я уже принял решение о своем жизненном пути и был послушником, но по-настоящему глубокое понимание этого выбора пришло ко мне именно тогда. Подобные поездки помогают человеку расширить и духовный, и человеческий кругозор, встретить уникальных людей. Перед тобой предстает живая история. Афон – это более тысячи лет непрерывающейся монашеской традиции. Там немало монахов, которые прожили на Святой Горе шестьдесят-восемьдесят лет. Когда мы были в Лавре преподобного Афанасия, то видели монахов, которым больше ста лет и которые лично были знакомы с преподобным Силуаном Афонским!

Погружаясь в этот мир, ты становишься свидетелем тысячелетней традиции, которая живет и в наши дни. Соприкосновение с ней дает возможность в своей жизни многое осмыслить, изменить. Когда человек видит нечто великое, прикасается к святыне, это всегда меняет его сердце.

– И вам захотелось, чтобы частица афонского величия была и в Троицком соборе?

– Да, мне как настоятелю храма захотелось, чтобы в нашем соборе появилась афонская святыня. Я думаю, у нас в России нет церковного человека, который не относился бы с трепетом и благоговением к Афону.

– Как реализовывался ваш замысел, в каком афонском монастыре была написана икона?

– В 2005 году в одну из паломнических поездок на Афон мы вместе с несколькими нашими прихожанами побывали в очень известной келье (так называют на Афоне небольшой монастырь) Буразери, где живет братство иконописцев. Эта келья – одна из самых благоустроенных на Афоне как во внешнем, так и во внутреннем отношении. Там очень строгий устав, прекрасное богослужение, которое невозможно забыть. Это такое мистическое священнодействие, которое захватывает тебя полностью, и ты погружаешься в какие-то удивительные глубины православной традиции.

Даже во внешнем порядке, убранстве келий, в том, как посажены сады, выложены дорожки, чувствуется любовь и удивительно тонкий художественный вкус.

Монахи Буразери пишут много икон для Греции, для Святой Горы и России. Русские люди часто заказывают там иконы большого размера, богато украшенные, ведь для русского человека всегда было важно внешнее проявление благочестия.

В этой келье мы побывали на богослужении, посетили иконописную мастерскую. И моим спутникам очень захотелось, чтобы именно там была написана икона для нашего храма. Так мы и заказали Иверскую икону Божией Матери.

– Насколько я знаю, традиция написания списков с афонских икон существует в России довольно давно?

– Первые списки с афонских икон появились в России в XVII веке. Тогда была принесена в Москву знаменитая Иверская икона Божией Матери и поставлена у Воскресенских ворот. Это главные ворота при въезде на Красную площадь. Все паломники, иностранцы, гости Москвы сначала шли к иконе за благословением, потом уже решали свои насущные дела, с которыми приезжали в город. К сожалению, после октябрьского переворота 1917 года часовня была разрушена, а икона исчезла.

За почти четыре столетия в Россию было принесено много копий с чудотворных образов. Особенно много икон было написано для России в конце XIX века в русском Пантелеимоновом монастыре, который переживал в то время расцвет. Там была создана целая школа русской афонской иконописи. И практически во всех городах России были иконы, написанные на Афоне. В нашем соборе также находится несколько икон, принесенных с Афонской горы в XIX веке. Это иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Взыскание погибших», святого целителя Пантелеимона. Несколько икон афонского письма находятся сегодня в Покровском храме г. Саратова, в Воскресенском храме г. Пугачева, в Вольске, Балакове.

Последние 20 лет, когда Русская Церковь вновь получила возможность свободно строить свою внутреннюю жизнь, русские люди снова стали ездить на Афон и заказывать там списки с чудотворных образов. В 1995 году для восстановленной Иверской часовни около Воскресенских ворот в Москве была написана новая икона – копия с афонской Иверской иконы. И сегодня многие люди отправляются на Святую Гору, чтобы привезти список с афонского образа для своего храма или монастыря.

– Сколько времени потребовалось для написания иконы?

– Нас сразу предупредили, что ожидание будет долгим: в братстве не так много иконописцев, и при этом многие стремятся заказать у них иконы. Нам пришлось ждать четыре года. Все это время мы поддерживали связь с монастырем, и в начале этого года нам позвонили оттуда и сказали, что икона почти готова и нам нужно планировать поездку за ней.

– Расскажите немного о вашей поездке за иконой.

– Знаете, все необходимые документы в наши дни в подобных случаях оформляются, как правило, предельно быстро. Но тут у нас, как часто бывает перед благим делом, начались проблемы. Сначала сложности в консульстве, потому что в Греции прошла волна забастовок. Потом возникли трудности с билетами, так как люди из-за забастовок не смогли своевременно вылететь в Грецию, и потому они все устремились на нужные нам рейсы. Нам пришлось лететь с пересадкой через Вену. Наступил момент, когда до вылета оставалось чуть меньше недели и, казалось, все проблемы были решены. Мы облегчено вздохнули и сказали: «Слава Богу!». Но наутро проснулся вулкан в Исландии, и начались проблемы с авиасообщением в Европе. Когда мы приехали в Москву, все рейсы на Вену, в том числе и наш, были отменены. Конечно, мы очень волновались. Утром все-таки приехали в Домодедово, и это был первый день, когда Вену открыли. В итоге мы смогли добраться до Греции.

На Афонской горе мы посетили монастыри, поклонились святыням. И отправились к главной цели нашей поездки – в Буразери, где мы забирали написанную для нас Иверскую икону Божией Матери. Там отслужили всенощное бдение, утром все причастились и уже со святыней отправились обратно в Саратов. Здесь икона была очень торжественно встречена. Мы привезли ее в воскресный день, перед Литургией. На площади перед собором собралось очень много людей, все поклонились иконе, потом она была занесена в храм.

– Благодаря чьей спонсорской поддержке стало возможно написание этой иконы?

– Икона приобретена на пожертвование двух наших постоянных прихожан, сотрудников строительной фирмы, которые ездили со мной на Афон и в 2005-м, и в этом году. Они, конечно, всячески старались остаться неизвестными, но наши прихожане, конечно, давно поняли, кто это. Но меня они очень просили не называть их имен. И на самом деле это правильно: не стоит афишировать своих добрых дел. Как Господь говорит: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3).

– Икона теперь постоянно находится в храме, и любой желающий может ей поклониться?

– Да, икона находится в трапезной части верхнего Троицкого храма. Я надеюсь, что многие саратовцы и жители области, а также гости нашего города будут приходить в собор, чтобы помолиться перед этим образом. Мне кажется, появление этой святыни в Троицком соборе – радостное и знаменательное событие для всего города и епархии.

– Наверняка у людей возникнет вопрос: а о чем молятся перед Иверской иконой Божией Матери?

– Божия Матерь – надежная Ходатайница и Заступница за христиан, за каждого человека перед Богом. Знаете, на Афоне вообще очень особое – сыновнее, детское – отношение к Божией Матери. Когда стоишь на Афоне перед Иверским образом Божией Матери, испытываешь поразительное чувство. Оно не сравнимо ни с чем. И это чувство испытывают там все: и братия, и приезжающие, будь то греки, сербы, румыны, болгары. А русские люди нередко просто падают перед образом на колени и рыдают. Икона вся в приношениях, свидетельствующих о чудесной помощи Божией Матери: кресты, кольца, украшения, изображения частей тела, которые были исцелены по молитвам у этой иконы, долгожданных младенцев, которые появились в семьях.

Расскажу еще такой случай. Когда мы были первый раз в Иверском монастыре, там встретил нас русский послушник Виктор – по сложению типичный русский богатырь. К тому времени он уже несколько лет прожил на Афоне. Тогда еще не так много было паломников из России, и он очень обрадовался, что встретил русских людей, помог нам устроиться. И вдруг говорит: «У меня к вам одна личная просьба. Пойдемте к Иверской, вы мне споете «Царице моя преблагая». Нас было несколько человек, мы начали служить молебен, и когда запели «Царице моя Преблагая», Виктор, этот богатырь, просто упал на колени и зарыдал. Вот такое отношение у людей к Божией Матери и к этой святыне…

01 июля 2010, 10:56 Автор: Юлия СЕМЕНОВА

Игумен Пахомий (Брусков)