Преподобный Паисий Величковский и отеческие книги

str6Русское монашество к началу 18 в. пережило дважды и расцвет, – связанный с именами преподобных Антония и Феодосия Печерских (11 в.) и Сергия Радонежского (14 в.), – и время упадка. Первоначальником третьего возрождения в 19 в. стал прп. старец Паисий Величковский.

Россия, 18 век. Время, когда число монастырей сокращалось, монашество держалось, главным образом, внешних форм подвижничества, а умное делание, таинственная жизнь в Боге, т.е. суть святоотеческого учения, были забыты. Русские люди не имели доступа к святоотеческому наследию и оказались оторванными от Священного Предания Церкви. Тогда Господь и воздвиг инока Паисия, чей труд дал плоды, которые питают все последующие поколения христиан вплоть до наших дней.

Из жития (1722 – 1794)

Прп. Паисий (в миру Петр Иванович Величковский) родился в Полтаве в семье потомственного протоиерея. С малых лет мальчик горячо прилежал духовному чтению, и тогда уже мысль о монашестве посещала его.

Юноша обучался в Киевской академии. Проучившись четыре года, тайно покинул ее, чтобы вступить на иноческий путь. По словам прот. Георгия Флоровского, «это не был уход или отказ от знания. Это был возврат к живым источникам отеческого богословия и богомыслия».

Промыслительно первые годы иноческой жизни он провел в расстроенных монастырях. Испытав сам, как были трудны условия для иноческого делания, он невольно подготовился к тому, чтобы облегчить этот путь для других.

17-ти лет Паисий вступил в Любечский, затем в Медведовский монастыри. После этого подвизался в молдавских скитах, пользуясь наставлениями высоких в духовной жизни старцев. Был обучен умносердечной молитве. Опытно пройдя сам все иноческие подвиги, достиг такого устроения, что великие наставники называли его «юным старцем». Было ему тогда 24 года. Из этих лет он вынес убеждение в полезности старческого окормления. Отсутствие постоянного духовного руководства во все остальное время жизни побуждало старца искать его в святоотеческих писаниях.

Из скитов старец отправился на Св. Гору Афон – как родину русского монашества и колыбель аскетического просвещения. Здесь со временем он начал свой подвиг служения иночеству. Из братии, желавшей жить под его руководством, основал монашескую общину – скит св. Илии, прообраз всех будущих обителей старца и его учеников.

Позже из-за неблагоприятных внешних обстоятельств, Паисий с братией переселился в Молдавию. Был настоятелем ряда монастырей, в том числе Нямецкого.

Восстановление монашеской жизни прп. Паисием полностью основано на святоотеческом учении. В отеческих писаниях ищет он указаний, как строить жизнь свою и монашеской братии. Старец пишет: «Зная хорошо из учения и заповедей отцов наших, что руководителю братии не следует наставлять и учить по своему единоличному разуму и рассуждению, я решил принять за непоколебимое основание Божественное Писание и его истинное толкование благодатию Святого Духа, т.е. учения богоносных отцов наших». В устроенных им монастырях он восстановил практику старческого окормления иноков, возобновил лучшие традиции византийского монашества: общежитие, изучение аскетической литературы, практику умной молитвы, ежедневное исповедование помыслов.

Важным средством назидания братии были проводимые старцем беседы по святоотеческим книгам. Жизнеописание прп. Паисия так повествует об этом: «Братия собирались все в трапезной, зажигались свечи, приходил старец и, сидя на обычном своем месте, читал или книгу св. Василия Великого, или книгу св. Иоанна Лествичника, или св. Дорофея, или кого-нибудь другого из богоносных отцов… Читая книги, старец тотчас же и объяснял читаемое, приводя места из Свщ. Писания и из отеческих книг».

Будучи вождем иночества, о. Паисий, как мог, служил и мирским людям. К мирянам обращены его слова: «На ваш вопрос, как возможно спастись вам, живущим в миру с женами и детьми, я могу только дать вам мой совет, чтобы вы с величайшим усердием читали Божественное Писание и учение св. отцов наших … в их духопросвещенном учении в совершенстве находятся все наставления, необходимые для душевного спасения».

Книжная деятельность

В жизнеописании старца говорится: «Он нес великий подвиг, и этот подвиг есть создание (переводной) аскетической литературы, т.е. самого источника монашеского просвещения. Правда, и до о. Паисия были переведены некоторые аскетические творения древних отцов… но эти переводы уже устарели и стали редки, они были случайны, а главное – были забыты в практической жизни».

Прп. Паисий совершил великие труды по разысканию, исправлению, переводу и распространению отеческих творений, «да не приидут сия св. книги во всеконечное забвение и от лица земли истребление». В поисках этих книг он обошел всю Св. Гору Афон. Момент обнаружения первой из искомых книг он описывает такими словами: «Не могу сказать, какой неизъяснимой радости я исполнился, я думал, что на земле вижу небесное сокровище».

Позже в Молдавии старец наладил многогранную работу по изучению и переводу с древнегреческого языка на славянский святоотеческого наследия, собрав вокруг себя многочисленную группу помощников и подготовив их к книжному делу. Старец считал, что для работы с духовной литературой недостаточно одних лингвистических познаний, и привлекал к этому труду подвижников, на деле постигших духовную жизнь. По словам прот. Г. Флоровского, «Нямецкий монастырь становится при старце Паисии очагом богословско-аскетического просвещения, где литературная деятельность органически сочеталась с духовным и умным деланием». Сам старец личным примером вдохновлял братию. На склоне лет он нес труды, превышающие естественные человеческие силы. Проводя день в монастырских трудах, ночи он посвящал переводу и исправлению отеческих книг. Из-за язв, покрывавших его тело, он не мог лежать. Сидя на постели, обложившись книгами, сгорбившись, писал он всю ночь напролет, забывая про свои раны. И делал это до последних дней жизни.

Переводы старца, отличающиеся точностью и ясностью богословской мысли, имеют ценность и как труды ученого: источниковеда, филолога, лингвиста. Наиболее известным из них является славянский перевод «Добротолюбия» – сборника аскетических творений 24-х отцов. Издание его стало событием не только в истории русского монашества, но и в истории русской культуры вообще. Помимо «Добротолюбия» старец Паисий перевел на славянский язык сочинения прпп. Исаака Сирина, Феодора Студита, Варсонофия, Максима Исповедника, свтт. Григория Паламы, Иоанна Златоуста и др. Перечень книг, переведенных, исправленных и переписанных старцем и его учениками, включает имена практически всех известных древних авторов аскетических творений.

Многочисленные воспитанники прп. Паисия продолжили дело старца и распространили его на всю Россию, что способствовало возрождению русского монашества. Возникло множество монашеских духовных центров, послуживших сохранению Святотеческого Предания и восстановлению древней традиции. Благодаря подвигу старца, его учеников и последователей отеческие писания в России стали наконец общедоступными.

***

Труды прп. Паисия – укор для нас, современных христиан. В наши дни отеческих книг особенно много. Мы имеем свободный доступ к святоотеческому наследию, но не проявляем к нему должного внимания. А ведь не случайно же именно сейчас Бог дарует нам это духовное изобилие.

«Для православных христиан прп. Паисий Величковский – важнейшая фигура в современном святоотечестве. Не только по святости жития, не только потому, что он отстаивал важность непрерывного творения Иисусовой молитвы, и даже не потому, что ученики его способствовали расцвету монашества в 19 в… А потому, что сумел обратить взгляды православных к истокам Святого Православия… Истоки эти – Священное Писание и учение святых отцов» (иером. Серафим Роуз).

Прп. Иустин Попович: «Прошу вас всё приходящее от меня проверять св. отцами… они мерило и критерий всего православного… Только то, что можно проверить их духом, согласовать с их учением… православно и соответствует духу Евангелия».

Иером. Серафим Роуз: «Есть ли у вас тетрадь для выписки из св. от-цов? И всегда ли заложена у вас страница в святоотеческой книге, которую вы читаете, которую открываете в трудные минуты. Если нет – начните сегодня: это очень важно».

Подготовила Людмила Кузнецова