Подвиг первых русских святых – страстотерпцев Бориса и Глеба

Подвиг страстотерпцев – «это национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещенного русского народа» (Г.П. Федотов. Святые древней Руси).

Борис и Глеб – русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 г. после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, явив их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей.

Борис и Глеб были самыми младшими из двенадцати сыновей кн. Владимира. Их мать была родом из Волжской Булгарии. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Любили читать Священное Писание, творения святых отцов. Горячо желали подражать подвигу Божиих угодников. Отличались милосердием, добротой, отзывчивостью и скромностью. Когда сыновья стали взрослеть, кн. Владимир поручил им управление Ростовским (Борису) и Муромским (Глебу) княжествами. Молодые князья проявили мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры, утверждая благочестивый образ жизни. Они были искусными и храбрыми воинами. Но не мирское благочестие, а именно смерть стала причиной их прославления.

Владимир незадолго до своей кончины призвал своего любимца Бориса в Киев, дал сыну войско и направил в поход против печенегов. Вскоре кн. Владимир ушел из жизни. Его старший сын Святополк объявил себя великим князем Киевским.

Известие о смерти отца застало Бориса в походе. Он возвращался в Киев и в дороге узнал о намерении Святополка убить его как конкурента на киевский престол. Борис решает не противиться старшему брату, несмотря на уговоры дружины (которая после этого оставила его). Борис проводит ночь в своем шатре на молитве, ожидая убийц… На рассвете сообщники Святополка ворвались в шатер и пронзили князя копьями. Также был убит и его верный слуга Георгий, пытавшийся защитить господина собственным телом. Это произошло 24 июля 1015 г. (6 августа по н. ст.) на берегу реки Альты. Еще дышавшего Бориса убийцы завернули в шатерное полотно и повезли… Уже в дороге по приказу Святополка убийство завершили, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви св. Василия. Борису было около 25 лет…

Глеба Святополк обманом вызывает в столицу, объявив, что отец тяжело болен. Глеб тотчас с малой дружиной помчался на зов. Уже под Смоленском он получил от четвертого брата, Ярослава Мудрого, известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав  советовал ему не ездить в Киев. Глубоко скорбя, Глеб предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча с убийцами произошла в устье реки Смядыни, под Смоленском.

Повару Глеба приказали зарезать князя. Глебу было около 19 лет…

Тело его было брошено на берегу. Лишь через несколько лет, по велению Ярослава, его нашли, перенесли в Вышгород и положили в церкви св. Василия, рядом с Борисом. Кн. Ярослав, собрав войско из новгородцев и наемников-варягов, двинулся на Киев и изгнал Святополка из Руси. Сражение состоялось в 1019 г. на реке Альте, на том самом месте, где был убит Борис…

«Брате Глебе, — сказал Борис, -вели грести, да поможем сроднику нашему Александру».

Жизнь святых была принесена в жертву ради любви. Борис и Глеб не захотели поднять руку на брата и поддержать междоусобную войну. Братья выбрали смерть в знак беспредельной любви ко Христу, в подражание Его крестной муке. Они добровольно отказались от мирской, политической борьбы во имя братской любви.

Бориса и Глеба канонизировали как страстотерпцев. Страстотерпец – это один из чинов святости. Святой, который принял мученическую смерть за исполнение Божиих заповедей. Важная часть подвига страстотерпца – то, что мученик не держит зла на убийц и не сопротивляется. Мученичество святых князей лишено всякого подобия героизма. Это не твердое ожидание смерти и не вызов силам зла, который часто слышится в страданиях древних мучеников. Напротив, идея жертвы, отличная, от героического мученичества, выступает с особой силой. Образцом этой жертвы для братьев служит Христос, смиренно предающий Себя безвинной Жертвой за спасение мира.

И подвиг двух юных князей заключается в том, что перед лицом смерти для каждого из них оказалось важным только одно: быть со Христом, быть как Христос.

Через их жития, писал выдающийся русский писатель и историк Г.П. Федотов, «образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа навеки как самая заветная его святыня». Святые братья сделали то, что в те времена на Руси, привыкшей к кровной мести, было еще ново и непонятно, они показали: за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. Это был переворот от языческого сознания (властолюбие и нажива) к христианству (достижение духовного и нравственного идеала).

Потом будут в русской истории  и святые воины, и защитники Родины с оружием в руках, но всё же первыми в русских святцах недаром записаны те, кто выбрал путь непротивления злу и самопожертвование, о которых век спустя будет сказано: «Не в силе Бог, а в правде» (св. Александр Невский).

У Владимира были и другие сыновья, погибшие в усобице. Святослав, князь Древлянский, был убит Святополком, но не причислен к лику святых, потому что включился в борьбу за власть и собирался привести венгерское войско на помощь… Его нельзя осудить за попытку быть живым, но он не являет того образа христианина, который являют Борис и Глеб.

Другой брат – победитель Ярослав – с оружием в руках пошел на брата. Но он не проклят, как Святополк. Недаром Ярослав имел прозвище Мудрый. Многолетними трудами, постройкой храмов, принятием законов заслужил он быть причисленным к благоверным князьям, являя собой образец выдающегося правителя.

Святые Борис и Глеб – особые покровители, защитники Русской земли. Их именем освобождались от уз невинные, а иногда прекращались кровавые междоусобицы.

Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время. Например, накануне сражения на Неве в 1240 г. они явились св. Александру Невскому в ладье, посреди гребцов, «одетых мглою», положив руки на плечи друг другу… «Брате Глебе, – сказал Борис, – вели грести, да поможем сроднику нашему Александру».

Или накануне великой Куликовской битвы в 1380 г., когда святые братья явились в облаке, держа в руках свечи и обнаженные мечи, сказав воеводам татарским: «Кто вам велел истреблять Отечество наше, от Господа нам дарованное?..»

Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизированными Русской Церковью (даже их отец, равноапостольный кн. Владимир, был причислен к лику святых намного позже). Их чтили в Константинополе, икона Бориса и Глеба была в Константинопольской Софии. Их житие было включено даже в армянские Минеи (книги для чтения на каждый месяц). Прославляя святых, посвященное им сказание говорит, что стали они помощниками людей «всех земель»…

Борису и Глебу посвящены такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей. В Саратове среди 20-ти недавно построенных храмов есть и храм святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба.

Подготовила Варвара Проценко; 28 августа 2020 год