Песнотворец Иоанн

trlistok2-12В течение 2000-летнего периода существования Церкви Христовой ее гимнóграфами (песнописцами) было создано великое множество песнопений. Одни из них прославляют Бога-Троицу, Богоматерь, лики Ангелов и соборы святых. Другие восхваляют великие и славные дела Божии по спасению человечества от силы зла. Третьи воспевают красоту и благолепие мироздания…

Значительную часть церковных гимнов составляют также гимны догматические (вероучительные), пророческие, аскетические (наставительные), покаянные, просительные, благодарственные, а также заупокойные. При этом одни пронизаны светом радости и ликованием, другие пропитаны горечью скорби и плачем. Иные же, напротив, – эмоционально сдержанны и строги. Но практически все они завершаются выражением главного: нашей надежды на спасение в славословии бесконечного милосердия Господа Бога и Его любви к нам. Одним из выдающихся богословов, философов, гимнографов и учителей Церкви является преподобный Иоанн Дамаскин.

Песнотворческие труды

Св. Иоанн Дамаскин – автор многочисленных церковных богослужебных текстов. Он свято чтил служение Церкви в качестве песнопевца и постоянно умолял Господа о помощи в этом деле, которое считал для себя самым дорогим. Одной из основных заслуг Дамаскина в области его гимнографической деятельности является создание Октоиха, или Осмогласника. Преподобный Иоанн не только составил песнопения на воскресные дни, разделив их на восемь гласов, но и создал для них музыку, установив определенный способ их пения. Введение Октоиха произвело значительную перемену в составе богослужения, поэтому св. Иоанну необходимо было в дальнейшем пересмотреть Иерусалимский Устав прп. Саввы, что он и выполнил, введя в него правило о канонах, которые были составлены им и его другом – прп. Космой Маиумским. Наряду с этим Иоанн Дамаскин пересмотрел и месяцеслов и ввел единообразие в праздновании дней святых. В cлужбе прп. Иоанну Дамаскину указывается, что он является певцом чинов святых: Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов и пророков, богомудрых учителей, праведников и мучеников.

В своих гимнографических трудах прп. Иоанн раскрывается как богодохновенный песнотворец. Им составлены тропари, стихиры, антифоны, догматики (воскресные богородичные стихиры), каноны. Особое значение имеют составленные Дамаскиным песнопения Святой Пасхи, каноны на двунадесятые Господские праздники, из которых особо выделяются каноны на Рождество Христово, Богоявление, Вознесение Господне и другие.

Каноны на двунадесятые праздники

Большая часть канонов на двунадесятые праздники написана стихами, где преподобный песнописец выступает как поэт, отражающий тончайшие духовные чувства не только в строках ирмосов и тропарей, но даже в акростихах канонов, которые тоже иногда пишутся стихами (акростих – стихотворение, в котором начальные буквы каждого стиха при чтении сверху вниз образуют слово или фразу). В этих канонах, как и в других произведениях, относящихся к воскресному богослужению, св. Иоанн представляется как инок, пустынник, рассматривающий и постигающий глубочайшие тайны веры Христовой. Стихотворный текст местами труден для понимания, однако трудность восприятия отдельных мест произведений преподобного возмещается заключенной в них глубиной мысли и той пользой, которая происходит из рассмотрения богословского смысла его изречений. Есть, признаки, которые роднят каноны на великие праздники с основным, знаменитым Пасхальным каноном. В канонах прп. Иоанну дается сказать слово, которое может воскресить и поддержать унывающую душу.

Рождественский канон

trlistok2-13В каноне на Рождество Христово прп. Иоанн прославляет Христа, разрушившего нашу лютую вражду с Богом Своим явлением во плоти и сокрушившего этим явлением силу душепагубного властителя: Лютую вражду, юже к нам Владыка отсекая паки плотским пришествием, да держащаго разрушит душетлеющаго… И далее он свидетельствует, что Христос являл Свою обильную благодать там, где умножался грех: Подая тамо неизреченную благодать, идеже множайший процвете грех. В том же каноне преподобный употребляет еще более сильные обороты, чтобы изобразить непостижимую глубину милосердия Божия к людям. Стезю проходну Небесе полагает нам, — спешит уверить нас Иоанн в ирмосе 1-й песни Рождественского канона. И мы принимаем это уверение сердцем и душою, тем более что оно так сродно, так близко нам, так просится в наше восприятие «малой Пасхи». Так, в 3-й песни он воспевает, что Слово Божие милосердием совершает о наc спасение, именно это краткое выражение милости Божией, причем именно на церковнославянском языке, оказывает свое великое воздействие на душу человека. Если остановиться вначале на отдельных мыслях, близких св. Иоанну, это будут его воззвания к Богу и молитвы о достойном песнопении. Призри на пения рабов, Благодетелю, врага смиряя вознесенную гордыню, – молитвенно восклицает прп. Иоанн, также в ирмосе 3-й песни канона продолжает: Носяй же, Всевидче, греха превыше, непоколеблемо утвержденныя, Блаже, певцы основанием веры. А в 4-й песни канона говорит, что Христос благоволи… запечатанную утробу проити истощанием странным, что младый Младенец есть рода человеча обновление, которое провидел еще пророк Аввакум. Снова воспевается стезя в ирмосе 5-й песни канона; теперь это уже просьба-молитва: Прииди, подаваяй удобну стезю, по нейже востекающе, обрящем славу. В том же ирмосе 5-й песни преподобный песнописец просит милости и удобной стези всем, бодренно ныне совершающим песнь, яко Благодетелю. И что же есть человеческое естество, каким представляется человек в этом каноне прп. Иоанна? Мы – темнопадшия во мраце прегрешений сыны… (песнь 6-я), в ирмосе 6-й песни св. Иоанн, поминая пророка Иону, рад сказать о себе как о песнопевце: Христу воспеваю, зол губителю, а Христос – Помощник человеков (песнь 7-я). Воспевание благодати Божией, многообразно покоряющей в естестве нашем царствующий грех и силу душепагубного властителя, проходит через все песни канонов прп. Иоанна, причем то одно, то другое, то третье догматическое положение наиболее реально выдвигается на первый план и преподносится нам преподобным в глубоких молитвенных раздумьях. И так же сильно преподобный в 7-й песни говорит о том, что Христос ниспроверг Зле неудержанно возвышаемый, нечестно бесящийся от развращения мира… грех, и что, наконец, для того, чтобы уничтожить силу человекоубийцы, Спаситель приходит, заблуждшее на пажить обращая цветотворную из пустынных холмов (песнь 8-я). Дальше, в ирмосе 8-й песни, поминая отроков еврейских, он свидетельствует, что люди к пению возставляет благодать. И, наконец, знаменитый ирмос 9-й песни, являющийся задостойником праздника, точно отражает все мысли прп. Иоанна о песнопении: Любити убо нам, яко безбедное страхом удобее молчание; любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть; но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждъ. По страху – исповедует здесь преподобный – лучше бы хранить молчание, а по любви составлять стройно сложенные песни нелегко, но дай нам силу сотворить эти песни, просит он Божию Матерь.

Канон на Богоявление

Молитва о помощи в деле песнопевца и исповедание сладости этого труда звучат в ирмосах канона на другой двунадесятый праздник – Крещение Господне. Так, в каноне на Богоявление преподобный песнописец особенно углубляет вопрос о действии сил тьмы в мире, о подверженности человека греху. В этом каноне преподобный всесторонне прославляет подвиг Христов. Он находит особые выражения для Божественной природы Спасителя мира. Утру явльшуся человеком светоносну… – начинает он свой канон и именует Христа Царем солнца. Он дает Христу наречения Всесветлого Слова, Слова нареченного. А наше естество преподобный отец видит убеленным через подвиг Христов: Да убелится всякое земное естество, от падения ныне на небо возводимо. Мы становимся сынами света и освобождаемся от власти тьмы. В 1-й песни свидетельствуется о том, что Христос пришел к водам Иорданским, чтобы освободить родоначальника нашего от мрачного сонма, лика мрачна… исхитити, скверны же всякия очистити тварь. В ирмосе 3-й песни прп. Иоанн воспевает избавление от сетей врага и тут же предлагает составить сладкопесненное слово Богу, что из всех даров наших составляет наибольшую приятность. На церковнославянском это звучит так: Радуимся и разширим уста, слово плетуще от словес сладкопения, имже к нам наслаждается дарований. В самой песне канона утверждается, что враг наш, зверя злодейственнаго воображься в естество, приразился к Владыке для сокрушения собственной враждебной головы. Прп. Иоанн снабдевает даром пения и ветхозаветных пророков, прообразовательно говорящих о благодати Нового Завета. Так, он утверждает в ирмосе 4-й песни канона о пророке Аввакуме: Огнем очищся тайнаго зрения, поя пророк человеков новодейство… Преподобный песнописец называет врага змием, и в 4-й песни вопиет из глубины сердца, что Бог Слово уловляет змиев, гнездам натекая многими сетьми, то есть, приступая к гнездилищам змей со многими сетями, Господь совершает их ловитву. Но и это не успокаивает дух преподобного. Ему потребно еще и еще подчеркнуть эту мысль и как бы предупредить христиан, как велика опасность. В ирмосе 5-й песни прп. Иоанн свидетельствует, что мы, люди Нового Завета, очищением Духа измовени, к новой пристахом неблазненной стези, вводящей в неприступную радость… а в этом же ирмосе 5-й песни излагает свое мировоззрение на весь процесс спасения людей: Врага темнаго и оскверненнаго яда очищением Духа измовени, к новой пристахом неблазненной стези, вводящей в неприступную радость, Единем приступну, имже Бог примирися. В словах ирмоса 6-й песни канона, где извествуется, что Спаситель наш, Сын, сый светозарен, произниче из человеча рода! Здесь и радостное пение, и тонкость выражения живописуют, образуют праздник, непостижимый в своей сути: Сам Христос омывает грехи наши, погружаясь в воды Иордана. В 6-й песни, в тропаре, он говорит о спасении от змия человекоубийцы. А в ирмосе 7-й песни с радостью свидетельствует, что Спаситель наш, вошедший в воды Иордана, опали струею змиевы главы… В этом праздничном каноне прп. Иоанн находит для определения сил зла и другие термины; он говорит о тьме, о злобе. Темже вода ныне, якоже пламень, одеваяй, вредную злобу, Христе, – вещает преподобный в 7-й песни. В первых двух тропарях 7-й песни говорится о том, что, охраняя нас от поползновенныя стези, Христос, крестившийся во Иордане, некоснительне ведет нас к нетленней и полезней стези. Един стенет тьмы предстатель, – утверждает он в 8-й песни. Так же, как и в начале канона, в 8-й песни преподобный восклицает о сынах света и освобождении от власти тьмы: Свободна убо тварь познавается и сынове Света прежде омраченнии. И в ирмосе заключительной, 9-й песни канона, он снова свидетельствует о даре песнопевца. Обращаясь к Божией Матери, преподобный поет: Достойно хвалим, яко Благодетеля, дар носящее – песнь благодарения.

В рассмотренных канонах прп. Иоанн являет себя как глубокий психолог, постигающий сущность человеческой природы, в своих текстах он зовет человека к соединению с Богом, показывает, какого высокого духовного состояния могут достигнуть люди, усвоившие подвиг Христов и изменившиеся под действием благодати Святого Духа.

Подготовила Ольга Урядова