Первостепенная задача православных родителей

В прошлом выпуске Троицкого листка был опубликован материал о конференции «Православное семейное образование: преимущества и перспективы», которая состоялась 22 января 2018 г. в Храме Христа Спасителя в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений.

«Не перестану я просить и умолять о том, чтобы прежде всех ваших дел позаботиться о наставлении детей. Ибо, если боишься за ребенка, докажи этим – и не останешься без воздаяния» (св. Иоанн Златоуст).

Напомним, что в Российской Федерации законодательно закреплено за родителями право выбора для своих детей формы получения образования – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Статья 44 часть 3 гласит: «Родители несовершеннолетних обучающихся имеют право дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». При выборе формы семейного образования родитель (или законный представитель – опекун) определяет образовательный маршрут: решает, чему, как и в каком темпе ребенок будет обучаться. Наше законодательство в этом вопросе можно назвать просемейным, поддерживающим традиционные семейные ценности.

В этой статье мы исходим из аксиомы, что воспитание детей неразрывно связано с их образованием. Одно без другого невозможно, ибо ребенок в силу своей психологической, умственной, физиологической незрелости не способен разделять и контролировать влияние на него каких бы то ни было факторов. Обучаясь предметам и наукам, он впитывает нормы поведения, язык и мировоззрение, характерные для того круга и для тех людей, с кем он учится; верно и обратное – где ребенок воспитывается, там же он чему-то и научается.

Для православных родителей первостепенно воспитание христианина. Святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к родителям, пишет: «Не перестану я просить и умолять о том, чтобы прежде всех ваших дел позаботиться о наставлении детей. Ибо, если боишься за ребенка, докажи этим – и не останешься без воздаяния. И даже если ты знаешь за собой тысячу зол, знай, что есть для тебя от грехов твоих и некое утешение. Воспитай борца для Христа! <…> Каждый из вас – отцов и матерей – подобно художникам, с великой тщательностью украшающим изображения и статуи, пусть заботится и о своих удивительных произведениях. Ибо живописцы, каждый день ставя картину перед собой, покрывают ее красками, стремясь к тому, что должно. Так же поступают и каменотесы, убирая лишнее и добавляя недостающее. Так и вы, подобно делающим статуи, используйте для этого все имеющееся у нас время, делая для Бога статуи, достойные восхищения: лишнее убирайте, а то, чего недостает, добавляйте и внимательно наблюдайте их всякий день, какое от природы есть у них дарование – чтобы его умножить, какой недостаток – чтобы его устранить. И с особенным тщанием изгоняйте от них всякий повод к распущенности, ибо склонность к этому более всего вредна душам юных».

Но можем ли мы «внимательно наблюдать» наших детей всякий день? Или в силах ли мы «изгонять от них всякий повод к распущенности»? Знаем ли мы, чем живут наши дети?

Если отвечать на эти вопросы честно, то к большому сожалению, ответы будут неутешительными. Ведь ребенок, который проводит большую часть дня без родителей и близких, родных людей, с каждым днем всё более отрывается от своей семьи. Мы привыкаем к тому, что у ребенка свои дела, обязанности, учеба и в конечном итоге – жизнь, а у нас – своя. И разделение это начинается не в юношеском возрасте, когда разумно отделение от родительского гнезда и выход в жизнь самостоятельную, а уже с детского сада! Мысль эту очень трудно принять, ведь мы сами росли так же. Но спрос, какими стали наши дети, будет только с нас – родителей. Перед Богом на воспитателя, учителя, школу пенять не будешь, а потому стоит задуматься.

Универсального решения для всех и каждого, конечно, нет. И семейное образование само по себе не панацея. Но для многих христианских семей такая форма обучения может стать значимым подспорьем в деле духовного воспитания своих детей.

Первое, чего опасаются родители, – это собственная некомпетентность. Вопрос: а как же физика? (химия, история и любые предметы школьной программы, которые родители накрепко забыли), возникает почти у каждого. Если же разобраться, то корень этого страха отнюдь не в том, что нас действительно волнует качество усвоения предмета. Мы сами его учили в школе, его преподавали специалисты, но мы ничего не знаем и не помним. Такой же исход не исключен при обучении в школе нашего ребенка. Истина в том, что мы сами боимся потрудиться, чтобы дать ребенку образование! Очень яркий пример труда на этом поприще приводит Анна Сапрыкина в своей статье о семье священника Николая Михайловича Боголюбова (1872–1934): «Мы вот сетуем, что у нас времени нет, что учебники плохие, что денег нет на репетиторов. А отец Николай служил в сельском храме, сам молол муку, чтобы прокормить жену и детей. Голод, нужда: дети босые и раздетые – в школу ходить было буквально не в чем, обувь одна на двоих сыновей, и та – женская… И отец семейства находит время заниматься с ребенком математикой. Интегральным исчислением…»

В своих воспоминаниях о старшем брате Алексей Николаевич Боголюбов пишет: «По-видимому, первым заметил необычайный талант Николая отец… Отец решил заниматься с ним математическим анализом, которым когда-то интересовался сам. Начинался 1922 год, и Николаю было уже 12 лет. Отец достал у кого-то два учебника Гренвилля по дифференциальному и интегральному исчислению. Несмотря на то, что он сам серьезно никогда не занимался математикой, теперь, не имея ничего по своей специальности, он решил и сам изучать анализ… Он начал изучать Гренвилля и одновременно пробовал растолковывать Николаю основы математического анализа. Вскоре оказалось, что ученик быстро перегнал учителя».

Найти возможности преподать предмет, в котором родители сами недостаточно сильны, более чем реально, особенно в век цифровых технологий, когда доступны не только книги, но и видеолекции ведущих преподавателей ВУЗов. Также существуют программы обучения, разработанные специально для формата семейного образования, помогающие родителям выстраивать образовательный процесс наиболее эффективным образом. Ну а дать ребенку основы, обучить его чтению, письму, арифметике, поддержать от рождения присущий каждому ребенку интерес к познанию, исследованию мира – под силу каждому заботливому родителю.

В следующем номере Троицкого листка мы расскажем подробнее о программе поддержки семейного образования, по которой успешно занимаются во многих городах России, в том числе и в Саратове.

Вторым по значимости вопросом является «социализация». Здесь уместно ответить на вопрос вопросом: что конкретно мы понимаем под социализацией? Умение ребенка вести себя в обществе? Знание правил этикета? Готовность приспосабливаться к разным коллективам? «С волками жить по-волчьи выть» или способность отличать хорошее от плохого и принимать самостоятельные, взвешенные решения? И в каком возрасте предполагается, что ребенок должен обладать сформированными здоровыми навыками социального общения? Важно понимать, что ребенок учится у значимых для него взрослых, а в их отсутствии – у тех, кто окружает его, когда он бодрствует. В детских садах и школах главным воспитателем является коллектив сверстников. Не педагог или учитель, который один на 30 отроков, а именно коллектив сверстников. Какие навыки вынесет из такой социализации ребенок – вопрос дискуссионный. В поиске ответа можно обратиться к серьезным исследованиям, среди которых невозможно обойти вниманием книгу доктора наук, психолога Гордона Ньюфелда «Не упускайте своих детей».

Если же при упоминании социализации речь заходит о том, чтобы избежать изоляции ребенка от общества в целом, то такая крайность маловероятна. Дети, хотя и учатся вне общеобразовательной школы, продолжают выходить на улицу, дружить с детьми во дворе, посещать кружки и спортивные секции, ходить в музеи и театры, бывать с родителями в поездках по стране и миру. Дети на семейной форме обучения ежегодно сдают аттестации в школах, подтверждая уровень знаний, прописанный в федеральных образовательных стандартах для каждого класса. Более того, многие семьи, выбирающие путь самостоятельного обучения своих детей, стремятся найти поддержку и познакомиться с другими семьями, разделяющими их жизненные ценности, создают сообщества для общения, обмена опытом и совместных мероприятий.

Как мы ухаживаем за растениями в нашем саду: поливаем, удобряем, пропалываем, ограждаем, чтобы не были они задавлены сорняками, не побиты градом, не заморены засухой, но произросли бы в полную свою силу и дали бы добрые плоды, так и родители формируют среду, в которой развиваются, воспитываются, образовываются дети, пока формируется их картина мира, созревает мозг, крепнет психика.

Дарья Аношкина, директор программы
«Классические беседы»в Приволжском
Федеральном Округе, 8 апреля 2018 года