Паломничество на Святую Землю

str8Кто из верующих людей не мечтает хотя бы раз в жизни оказаться в Иерусалиме, побывать в Вифлееме, взойти на гору Преображения или окунуться в воды Иордана? Тысячи паломников стремятся сюда, чтобы своими глазами увидеть места земной жизни Спасителя. Впечатлениями от посещения Святой Земли делится с читателями сотрудница и прихожанка нашего собора Юлия Морозова.
Наше паломничество на Святую Землю началось с аэропорта «Домодедово» в Москве. Полет был незабываемым: чувствовалась радость приближающейся встречи с самым дорогим для верующего сердца местом на Земле – земной родиной Спасителя.

И вот мы на Святой Земле. Тель-Авив встретил нас радушно. Теплый ласковый климат, резкий контраст ярко-синего неба и белокаменных построек создавали необыкновенно сказочный вид. В субботу улицы всего Израиля пусты, у евреев шаббат – время покоя, и мы быстро добрались до Иерусалима.

Иерусалим

Иерусалим – Святой Град, вожделенная мечта верующего сердца. Град Великого Царя, вечный город, возраст его около 4 000 лет. Здесь свершилось искупление человеческого рода, вся земля здесь освящена стопами Спасителя. Иерусалим необыкновенно притягателен – побывав здесь однажды, сердце человека стремится сюда вновь и вновь.

Если паломник, впервые прибывший на Святую Землю, надеется увидеть здесь римскую империю времен Христа, где ничего не изменилось, все осталось нетронутым цивилизацией, его ожидает разочарование. Иерусалим в наши дни – крупный мегаполис, не имеющий возможности поведать верующему сердцу о евангельских событиях, произошедших 2000 лет назад. Но не стоит расстраиваться. Встреча души с Богом может произойти в любой момент, ведь здесь каждый сантиметр земли готов поведать о земной жизни Христа. Иерусалим

Первой нашей остановкой в Иерусалиме был Свято-Троицкий собор Русской Духовной Миссии, где мы смогли исповедоваться и помолиться за всенощным бдением. После размещения в гостинице у гостеприимных арабов мы отправилась на ночное богослужение в храм Воскресения Христова.

Православие в Израиле представлено Греческой Церковью. Ее чреда служить у Гроба Господня приходится на 12 часов ночи, затем служат армяне, а утром – католики. Наша немногочисленная группа из семи паломниц пришла ко Гробу рано, ворота Храма были еще заперты, впереди нас ожидало воскресенье на Святой Земле.

Молча, в глубокой тишине и покое, мы провели 30 минут нашей жизни. Евангельские события становились ближе и понятнее. Вспоминались жены-мироносицы, пришедшие ко Гробу рано в первый день недели, камень, отваленный от Гроба, явление Ангела, возвестившего ученикам о Воскресении Господнем.

Но вот вдали стали слышны обрывки греческой, румынской, болгарской речи. Паломники из многих стран мира шли поклониться Живоносному Гробу Господню. Внешне непохожие друг на друга, говорящие на разных языках, мы почувствовали свое единство за Литургией, совершавшейся на Гробе Господнем, где камень, отваленный от Гроба Ангелом, служил престолом, а трехдневное ложе Спасителя – жертвенником.

Храм Воскресения Христова – большой величественный комплекс, включающий в себя Голгофу, Камень Помазания, Кувуклию – Гроб Господень, а также множество часовень и мест поклонения. Справа от входа 20 крутых ступеней ведут на Голгофу. Место, где стоял Крест, покрыто мрамором, но горы можно коснуться, опустив руку в отверстие, обрамленное серебром. В нескольких шагах от Голгофы находится Камень Помазания, где Тело Спасителя было, по еврейскому обычаю, умащено ароматами и обвито плащаницей.

В западной части Храма находится Кувуклия – часовня над Гробом Господнем, состоящая из Придела Ангела и самого Гроба. В Иерусалиме времени Христа Голгофа, как место казни через распятие, была расположена за стеной города. Гробница, принадлежавшая знатному Иосифу Аримафейскому, была просторна и состояла из прихожей и комнаты, в которой находилось тело усопшего. Бедных граждан Палестины хоронили в гробницах в несколько ярусов.

В 70 г.н.э. Иерусалим был полностью разрушен. На его руинах император Адриан построил новый город под названием Элия Капитолина, а на священных местах устроил идольские капища. С победой христианства в 325 г. св. равноап. царица Елена разрушила римские языческие храмы, под их развалинами обнаружила места Смерти и Воскресения Спасителя и над ними воздвигла Храм Гроба Господня.

На следующий день нас ожидало пешее паломничество по Иерусалиму. Посетив Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, где, по преданию, находилось жилище св.прав Богоотец Иоакима и Анны, мы подошли к Дороге Скорби – пути, по которому шел Спаситель к месту Своей Крестной Смерти.

Крестный путь

Он начинается от Претории – официальной резиденции римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, относившейся к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Христос содержался в темнице, а Пилат принял решение о казни Христа через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венец и дали Крест.

Крестный Путь в современном Иерусалиме не полностью совпадает с тем путем, который проделал Спаситель 2000 лет назад, так как планировка города претерпела значительные изменения. Однако общее направление Пути осталось почти неизменным. По Дороги Скорби паломник шествует с молитвой Иисусовой и небольшим крестом, обычно изготовленным из дерева оливы.

Большая часть Пути пролегает по территории арабского рынка. Главное здесь – не рассеяться, не увлечься происходящим вокруг, ведь и сейчас, как и во времена Христа, вся эта мятущаяся толпа настроена к верующим по-разному: враждебно, безразлично, с любопытством. Крестный Путь заканчивается в Храме Воскресения Господня. У его ворот стоят кресты в человеческий рост. Все желающие могут пройти Дорогой Скорби, неся не маленький ручной крестик, а крест, размерами похожий на Крест Искупителя.

Гора Сион

Третий день пребывания во Святом Граде мы провели на горе Сион. Здесь мы побывали в Гефсимании, горнице Тайной Вечери, поклонились гробнице Пресвятой Богородицы.

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под названием долины Иосафат. Согласно преданию, именно в районе Гефсимании произойдет Страшный Суд. Эта предание имеет отношение к имени Иосафат, происходящему от ивритского «Яхве-Шафот», означающего «Бог судит».

В Гефсиманском саду молился Христос перед Крестными страданиями. До настоящего времени сохранились оливы Гефсиманского сада, возраст которых свыше 2000 лет. На территории Гефсимании находится гробница Пресвятой Богородицы.

Одним из мест поклонения на Святой Земле является горница Тайной Вечери на горе Сион, в которой совершилось установление Таинства Евхаристии и сошествие Святого Духа на апостолов. В настоящее время горница принадлежит мусульманам, но вход православным паломникам для поклонения возможен.

Гора Елеон

Елеон – место Вознесения Господня. Здесь в 4 в. была построена часовня Вознесения, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. По Вознесении Господнем на камне остались отпечатки Его стоп, один из которых хранится в часовне и доныне. Место Вознесения находится во владении мусульман, но христиане также могут прикоснуться к величайшей святыне.

Вифлеем

Вечером пятого дня нас ожидал переезд из Израиля в Палестинскую автономию для посещения Храма Рождества Христова в Вифлееме. Израиль и Палестина имеют нестабильные политические отношения, поэтому пересечение границы сопровождалось чувством легкой тревоги, но вскоре полицейские с автоматами перестали вызывать опасения и воспринимались как неотъемлемая часть Палестины.

Вифлеем расположен в 7 км к юго-востоку от Иерусалима. Название Бейт-Лехем (дом хлеба) объясняют по-разному. Возможно, оно связано с тем, что его жители пекли хлеб из пшеницы, которая росла в окрестных полях. Большая часть арабских жителей Вифлеема – православные христиане.

str9В Вифлееме находится величайшая святыня – Базилика Рождества Христова, построенная в 4 в св. равноап. царицей Еленой над пещерой, где родился Иисус. Вход в Базилику Рождества, напоминающую своим внешним видом могучую крепость, возможен только в полусогнутом положении. «Ворота смирения», высотой не более одного метра, первоначально защищали Базилику от въезда в нее на животных. Теперь же «Ворота смирения» заставляют каждого склонить голову в знак благоговения перед величайшей святыней.

Церковь Рождества принадлежит трем Церквям: греческой, армянской и католической. Под центральной частью церкви находится пещера Рождества. Туда можно спуститься через один из двух входов по большим каменным ступеням. В неглубокой нише помещается алтарь, перед которым горят десятки лампад. На полу лежит когда-то украденная, но возвращенная серебряная звезда с надписью: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» (лат. «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа»). Рядом расположена ниша с яслями, в которые был положен Младенец Христос. В 4 в. ясли были обретены св. Еленой и заменены на серебряные.

Перед спуском в грот Рождества находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Вифлеемская». Это единственная в мире икона Пречистой, на которой Она изображена улыбающейся. Мы поклонились св. образу Матери Божией и пропели величание, чем вызвали немалое удивление греков.

В северной части Церкви Рождества есть несколько пещер. Там же находится грот невинных младенцев, убиенных по приказу царя Ирода.

Церковь Рождества – почти единственный древний храм Святой Земли, не претерпевший разрушений от персидских завоеваний в 7 в. Согласно преданию, в 614 г. персы не посмели его разрушить, увидев на входе мозаичное изображение поклоняющихся младенцу Христу волхвов, которые были персидскими мудрецами.

По преданию, волхвы эти были родом из Персии, Аравии и Эфиопии, о чем пророчествовал псалмопевец Давид (Пс.71, 10), а имена их – Мелхиор, Гаспар и Валтасар. Волхвами же называются они потому, что у многих восточных народов был обычай называть так своих философов и мудрейших звездочетов. Хотя каждый их них шел из своей страны, но, водимые одной Звездой, они сошлись во время своего путешествия воедино. После поклонения Младенцу Христу и принесения Ему даров: золота – как царю, ладана – как Богу и смирны – как смертному человеку (ей помазывалось тело умершего), волхвы возвратились каждый в свою страну и там сделались проповедниками Христовой веры.

Иордан

Иордан – священная река Святой Земли. В ветхозаветные времена, спасаясь от фараона, евреи перешли посуху глубокие воды Иордана при возвращении в землю обетованную. Иордан

В водах Иордана принял Крещение Сам Господь. То самое место – Вифавара – находится на границе с Иорданией, поэтому доступ туда разрешен всего лишь два дня в году: в самый праздник Богоявления и во вторник Страстной седмицы. В остальное время года омовение происходит близ местечка Иорданит, у подхода к которому на всех языках мира написано Евангельское благовествование о Крещении Господнем.

С благоговением мы погружались в священные воды Иордана. Представление о том, что 2000 лет назад Господь наш Иисус Христос здесь также принял Крещение от Предтечи Иоанна, и возможность прикосновения к Священной истории по-прежнему не укладывались в голове. Необыкновенная тишина царила в душе. Природа Израиля, мягкий климат, необъяснимый покой и тихая радость на сердце ярко рисовали картины райского блаженства. Поистине Святая Земля!

***

Святая Земля – место встречи человека с Богом… Сердце человека, однажды побывавшего здесь, сохранит память об увиденном и прочувствованном навсегда. Здесь легко молиться, на душе царят тишина и глубокий покой, Бог становится ближе, будто носит тебя на руках. Течение времени совсем не ощущается, попадаешь в царство вечности.

Юлия Морозова