Основатель общежительного монашества

250-128 мая отмечаем день памяти одного из немногих святых, которых Церковь именует Великими. Преподобный Пахомий – основатель первых общежительных монастырей (киновий) – на протяжении почти двух тысяч лет пользуется неизменным почитанием верующих.

Преподобный Пахомий Великий родился в Фиваиде (область Верхнего Египта) в конце III века. Его родители были ревностными язычниками, но юноша получил нравственное воспитание, с детства отличался целомудрием. В возрасте 20 лет будущий преподобный служил в войсках императора Константина. В городе Эсне он увидел, как живут христиане. Их милосердие, забота ради Бога о совершенно незнакомых людях произвели сильное впечатление на душу Пахомия. По окончании военных действий он оставил службу, принял святое Крещение и удалился в окрестности селения Шенесит.

Преподобный Пахомий поселился в заброшенном языческом храме Сераписа, так как искал уединения. Но жители окрестных селений стали приходить к нему за духовным наставлением и поддержкой. Однако преподобный и сам искал духовного руководства и большего совершенства. Поэтому спустя три года он оставил свое жилище и отправился в келью известного своими подвигами и строгостью жизни старца Паламона. Вначале старец отказывался принять Пахомия, рассказывал о необычайной строгости жизни монахов. Но, видя решимость подвижника, старец Паламон принял его под свое духовное руководство. Однажды преподобный Пахомий ходил по пустыне около развалин селения Тавенниси, немного к югу от Шенесита. Здесь он услышал голос: «Пахомий, Пахомий, подвизайся и пребывай на этом месте; построй себе обитель, и множество людей придут к тебе, чтобы сделаться монахами около тебя, и получат они пользу душам своим». Старец Паламон благословил строительство на этом месте обители и предрек ее грядущую славу.

После смерти своего наставника преподобный Пахомий окончательно поселился в своей новой келье в Тавенниси. Постепенно к подвижнику стали приходить боголюбцы, желающие поселиться здесь. Авва Пахомий сам заботился о всем, сам очищал и поливал сад, отворял дверь приходящим и беседовал с ними, с усердием служил больным. О молодых иноках он говорил: «Это — молодые растения, не достигшие еще той меры, чтобы служить другим». Освобождая новых иноков от всякой внешней заботы, Пахомий внушал, чтобы они усердно занимались делами, которые прямо ведут к очищению сердца, к укреплению воли в добре. В обители были приняты правила общежития, в том числе единообразие в пище и одежде. С умножением иноков в Тавенниси явилась возможность укрепить здесь стройный чин общежития, подвести все действия иноков под строгие общежительные правила. Сам авва Пахомий постоянно назидал братьев, произнося три обязательных поучения в неделю. Каждого вступающего в монастырь брата встречали иноки особенно благочестивые и мудрые. Они в течение трехлетнего искуса настраивали новоначального на строгую благочестивую жизнь.

В обители очень заботились о больных иноках, служил им и сам преподобный Пахомий. Каждый монах в обители занимался какой-либо работой – послушанием. Святой Пахомий был того мнения, что всякое «послушание» в обители, исполняемое с усердием, доставляет иноку награду не ниже той, какую получит монах, если будет ревностно поститься, бодрствовать и молиться Богу. От всякого инока, какую бы должность ни проходил он в монастыре, требовалось полное подчинение начальнику и безусловное, точное исполнение устава. Это было главным отличием жизни киновии (общежительного монастыря) от жизни отшельнической в узком смысле этого слова. Слава о подвигах преподобного Пахомия распространилась по Египту, достигнув, наконец, и его родной семьи. Сестра подвижника Мария, которая также стала христианкой и осталась девой, пришла в обитель, чтобы увидеть брата. Однако преподобный не пожелал встретиться с ней, передав через монаха благословение проводить монашескую жизнь недалеко от прославленной обители.

Мария основала на другом берегу Нила женский монастырь, духовное руководство которым осуществлял преподобный Пахомий. Жизнь инокинь, пища, правила общежития, одежда практически не отличались от принятых в мужском монастыре. Монахини также неустанно трудились и даже помогали мужской обители. Когда количество монахов в обители преподобного значительно выросло, он основал неподалеку обитель в селении Певоу, ставшую впоследствии центром всего иноческого общежития. Со временем под руководством преподобного было основано еще семь монастырей, которые населяли несколько тысяч иноков. И все они, рассеянные по многим обителям, были единым иноческим братством. Преподобный Пахомий скончался в возрасте 53 лет после продолжительной болезни.

Многочисленная братия монастырей, которую окормлял преподобный, со слезами говорили друг другу: «Поистине, мы сегодня осиротели». Монастыри, основанные преподобным Пахомием Великим, стали не только местом сугубой молитвы и труда во славу Божию. Они являлись центрами культуры и распространения грамотности. В стенах монастырей зародилась и оригинальная коптская литература, которая первоначально имела назидательный характер. Правила общежития, установленные преподобным, были восприняты многими монастырскими уставами. Основные принципы — отречение от мира, смирение, послушание, нестяжательность, безбрачие — стали каноническими, на них много веков основывается жизнь монашеских обителей.