О православном семейном образовании. Преимущества и перспективы

  C 22 по 27 января в Москве прошли XXVI Международные Рождественские образовательные чтения, главной темой которых стали «Нравственные ценности и будущее человечества». Международный образовательный форум является ежегодным и проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.


В рамках направления «Христианская семья – домашняя Церковь», которое возглавил протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, в течение нескольких дней шли секции, посвященные вопросам семьи. Впервые в истории Рождественских чтений был широко освещен вопрос семейной формы образования как законного права родителей.

В Российской Федерации законодательно закреплено за родителями право выбора для своих детей формы получения образования – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Одной из форм является семейное образование, при котором родитель определяет образовательный маршрут: решает – чему, как и в каком темпе ребенок будет обучаться. Ст. 44 ч. 3. гласит: «Родители несовершеннолетних обучающихся имеют право дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». Наше законодательство в этом вопросе поддерживает приоритетную роль семьи в воспитании личности.

Так, например, в Германии обучение в форме семейного образования было запрещено в 1937 г. Адольфом Гитлером и до сих пор не является легитимным; государство не доверяет воспитание и образование детей их родителям, что закономерно в современных реалиях насаждения в школах идеологии ЛГБТ и трансгендерности, распространения радикальных западных «ценностей» в противовес христианскому мировоззрению.

Цель конференции «Православное семейное образование: преимущества и перспективы», которая проходила 22 января в Белом зале соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы и являлась частью программы XXVI Международных рождественских образовательных чтений, сформулировал председатель конференции Епископ Александрийский и Светловодский Боголеп (Украина), напомнив всем участникам: «ребенок – это живая душа, которая дана родителям не только для того чтобы воспитать, но чтобы привести ко спасению». Отец Димитрий Смирнов в своем вступительном слове подчеркнул главенствующую роль родителей в передаче христианского мировоззрения детям, сказав: «Отдать своего ребенка людям, кому чуждо учение Христа, – это и есть отречение от Христа».

Современная ситуация в системе общего начального и среднего образования не устраивает очень многих, и не только родителей, но и учителей, и чиновников. Тревогу по поводу перегрузок в школах и, как следствие, потери детьми здоровья бьют давно, а в последние годы стало невозможно игнорировать чрезвычайно низкий уровень знаний, с которыми выходят выпускники. Так В. Р. Легойда (профессор кафедры международной журналистики, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата) в публикациях в журнале «Фома» регулярно делится своими мыслями об уровне современных студентов: «Разговаривал недавно с одним студентом московского вуза. Чтобы никого не обижать, не буду говорить какого. Студент-второкурсник. Говорили о разном, но в процессе разговора так получилось, что возник вопрос о населении России. Ну, сколько сегодня в России живет человек. Знаете, что он сказал? Семь миллионов. Сегодня. В России-матушке. Понимаете? Какие решения в нестандартной ситуации может принять этот человек? С любыми навыками. Да, даже думать не хочется.

Но если уровень знаний и здоровье физическое еще как-то можно регулировать усилиями родителей, то влияние коллектива, в котором ребенок находится большую часть своей школьной жизни, нивелировать почти невозможно. Для воспитания нравственно и духовно целостной личности необходим пример значимых для ребенка взрослых, от рождения и по Богом созданному мироустройству, таковыми являются родители. Эту мысль развила в своем выступлении игуменья Иоанна (Калашникова), настоятельница Свято-Тихоновского женского монастыря г. Торопца Тверской области, руководитель Миссионерско-просветительского центра «Новомученики и исповедники Российские». В докладе «Семейное образование в семье царственных страстотерпцев Николая II и Александры Федоровны Романовых» игуменья Иоанна рассказала о том, как в семье императора Александра III, а затем и Николая II было организовано обучение детей, сколь вовлечены были в этот процесс и сами императоры, и в еще большей мере императрицы. Дневники царственной страстотерпицы Александры Федоровны могут служить ориентиром для христианских жен и матерей: «Религиозное воспитание – самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку; наследство это никогда не заменится никаким богатством».

Епископ Бельцкий и Фалештский Маркелл (Республика Молдова) в своем видеообращении к участникам конференции выразил сердечную благодарность за обсуждение столь значимой темы: «Я особенно приветствую, выражая свое восхищение смелостью и решительностью, авторов проекта «Центр поддержки семейного образования», которые подняли эту проблему и предлагают способ ее решения. Самых лестных отзывов заслуживает и христианская программа поддержки семейного образования «Классические Беседы», которая является хорошим подспорьем всем, кто решил избрать этот способ обучения своих детей». Протоиерей Владислав Радьков, представитель епископа Бельцкого и Фалештского Маркелла, выразил убеждение в том, что «когда мы сталкиваемся не только с недостатками школьных программ, но и с растлевающим воздействием среды, у родителей должен быть выбор формы обучения своих детей».

В докладе «Возврат к классическим традициям в семейном образовании» Ирина Шамолина, советник по вопросам развития семейного образования Председателя Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, руководитель академической поддержки программы «Классические Беседы» провела краткий экскурс в историю, рассказав о классических инструментах обучения, известных еще с античных времен, применяя которые родители могут успешно заниматься образованием своих детей самостоятельно, не перенося школьный подход домой. Разница между двумя концепциями сводится к следующему: «современное образование сосредоточено на «преподавании предметов», оставляя учащегося схватывать метод мышления, аргументации и выражения своих умозаключений по ходу дела; классическое же образование было сосредоточено в первую очередь на формировании инструментов учебы и обучении обращению с ними на материале любой дисциплины: нужно было практиковаться на нем, пока инструмент не станет второй натурой человека, овладевающего им».

На конференции с докладами выступили и другие церковные и научные деятели. Надеемся, что видеозаписи докладов в скором времени будут опубликованы на сайте информационного партнера конференции «Центра Поддержки Семейного Образования».

Завершая конференцию епископ Боголеп напутствовал всех присутствовавших словами: «Мы много поговорили, много послушали, но еще больше нам предстоит сделать. Пассивность не христианская позиция, христиане призваны менять мир!»
Академическая программа поддержки семейного образования «Классические Беседы» представлена в Саратове, занятия двух действующих групп проходят в духовно-просветительском центре при Свято-Троицком кафедральном соборе. В следующих номерах мы планируем познакомить читателей с методологией программы более подробно.

Дарья Аношкина, директор программы «Классические Беседы»
в Приволжском Федеральном Округе