Не оставаться равнодушным…

str16-1Вот уже 6 лет в воскресной школе Свято-Троицкого cобора занимаются ребята из специальной школы-интерната № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Прихожане нашего храма привыкли видеть их на воскресных богослужениях, и ребята знают постоянных прихожан, общаются с ними, делятся бедами и радостями. У тех же, кто пришел в наш храм недавно, возникает вопрос: кто они, эти дети, и откуда? Об этом рассказывает педагог спецгруппы воскресной школы Галина Федоровна Бутаева.

Эти дети – боль нашего общества, отцы и матери их лишены родительских прав из-за пьянства и наркомании. Некоторые даже не знают своих родителей, потому что оказались в интернате после детского дома. Многие из них больны не только физически, но и духовно. Когда разговариваешь наедине с каждым из них об их жизни, становится больно и страшно за нашу страну. За свои 10–13 лет эти дети пережили много горя и обид. Каждому из них хочется жить в семье, иметь своих маму и папу – это заветная мечта любого ребенка из детского дома. Часто они своих педагогов называют мамами, и меня в том числе. Первое время после каждого занятия я рыдала, мне было их жалко, хотелось каждого согреть, сделать так, чтобы наш храм стал для них настоящим домом. Но разве можно за 4 занятия в месяц в воскресной школе что-то изменить в их душах, в их бедненьких больных головках. И вот за эти 6 лет я поняла: то, что невозможно человеку, возможно Богу. Дети этой группы не такие уж простые, в их душах кипят страсти, они несут кресты своих родителей, и поэтому их спасение – научиться жить по Божиим правилам, научиться покаянию и смирению.

Ребята с трудом адаптируются в обществе, но при этом очень хорошо адаптированы в криминальной среде. Задача священников, нас, православных педагогов, и неравнодушных прихожан – помочь детям и трудным подросткам, посещающим воскресную школу, справиться с тем горем и ненавистью, которыми переполнены их души. Эти дети уже привыкли ко лжи, воровству, сквернословию, сжились и с другими пороками. И вернуть их к главному жизненному принципу – любви – непросто. Через беседу я пытаюсь, в меру моих способностей, восполнить то, что дети не получили в семье и в интернате. Вот мы читаем о жизни преступника, который покаялся, или рассказываем о жизни благочестивых людей, о подвигах святых, и дети узнают, что люди жили в более тяжелых условиях, чем они, и выживали, и совершали подвиги, и являли добрый пример для многих. В процессе обсуждений и после них я нередко вижу хорошие перемены в поведении, преобразившиеся лица детей, а порой просто потрясающие добрые поступки.str16-2

Любой сирота или брошеный ребенок должен знать, что у него есть Отец Небесный, Матушка Пресвятая Богородица, Друг Ангел Хранитель и много, много Учителей – святых, от века Господу угодивших. Он должен не просто верить, но твердо знать это и пережить на практике, потому что так и есть на самом деле!

В воскресную школу ребята интерната приходят после Божественной литургии, которую выстаивают практически полностью. Затем – обед и занятия, на которых остановлюсь поподробнее.

Урок «Закон Божий» разделен на две части. Первая часть – изучение Ветхого и Нового Заветов. На этом уроке мы говорим об отрывке из Евангелия, который читался на Литургии. Обязательно останавливаемся на праздничных днях прошедшей и будущей недели. И, конечно же, читаем Евангелие, стараясь группировать его по определенной тематике. Во второй части основной упор делается на историю Церкви, жизнеописания угодников Божиих. На этом уроке мы рассматриваем такие вопросы, как: «Что такое счастье?»; «Для чего мы живем?»; «Кто настоящий герой?»; «Что такое целомудрие?» и др.

Наша группа очень любит петь, многие молитвы ребята запоминают благодаря музыке. Очень часто уроки труда мы сопровождаем пением молитв. «Царице моя Преблагая…» – любимая из них. К сожалению, я не имею музыкального образования, поэтому надеемся, что в нашей группе появится человек музыкально одаренный и во славу Божию поработает с ребятами, тогда мы запоем более слаженно и красиво.

str16-3В процессе обучения хотелось бы использовать средства современных технологий, таких как ноутбук, CD-проигрыватель – детей бы это заинтересовало, ведь так многое сейчас можно посмотреть и послушать. Среди знакомых учителей воскресных школ часто встает вопрос о необходимости урока прикладного творчества. Я являюсь сторонником введения данного предмета в качестве закрепления пройденного материала. Специфика этого урока разнообразна – можно заниматься бисероплетением, рисованием, работой в технике квиллинга, вырезанием вытынанок и многим другим.

Все эти работы требуют больших затрат: нам нужны специальные ножницы, специальные иглы, цветная бумага для ксерокса, бумага для квиллинга, рамочки для оформления работ. Через газету хотела бы обратиться за помощью в приобретении этого материала.

Девочки постарше уже считают себя взрослыми, и им очень хотелось бы, чтобы в храме был кружок домоводства. И это правильно, потому что через два года они выйдут из интерната и начнется совсем другая жизнь – жизнь, полная трудностей, где не будет интернатских поваров, когда нужно будет управляться с домашними делами самостоятельно.

Традицией стало во время Великого поста посещение больницы. Ребята из группы на «сиротские» деньги (каждому из них в месяц выдают 50 руб. на личные нужды) покупают бумажные иконочки и дарят их людям, прикованным к постели, рассказывают им стихи, поют песни и читают молитвы. Взамен они получают радость и улыбки больных, которым так нужна помощь.

Очень хотелось организовать посещение нуждающихся прихожан; несколько раз пытались организовать трудовой десант, чтобы помочь по дому нашим пожилым прихожанам, но все они скромничают и отказываются, не понимают, что это нужно прежде всего детям – их помощь это еще один жизненный урок доброты и любви к ближнему.

Хочется низко поклониться, тем, кто не остается равнодушным к проблемам этой группы, помогает в приобретении книг, фломастеров, дает деньги на маленькие подарочки в день Ангела и просто угощает сладостями.str16-4

У храма сложились хорошие отношения с директором интерната Ольгой Курбановной Шафаевой, которая всегда приветствует наши походы в церковь и воскресную школу. В интернате организована молельная комната, очень хорошо оформленная. Здесь ребята могут подготовиться к Причастию, помолиться, пообщаться со священником. Очень радует атмосфера, сложившаяся в педагогическом коллективе с приходом Ольги Курбановны.

Для меня совершенно очевидно, что в нашем обществе еще не исчерпаны способы, формы и методы спасения «трудных» детей.

Знаменитый русский хирург Н. И. Пирогов говорил: «Нравственную жизнь можно устроить только нравственным путем». Не надо ждать посторонней помощи, нельзя оставаться равнодушными, никто нам не поможет. Об этом говорили еще в древние времена: Рабство не послужит нам в честь, но Господь Бог наш вменит его в бесчестие. Итак, братья, покажем братьям нашим, что от нас зависит жизнь их, и на нас утверждаются и святыни, и дом Господень, и жертвенник. За все это возблагодарим Господа Бога нашего, Который испытует нас, как и отцов наших (Иудифь 8, 23–25).

За нашу жизнь нам надо самим ответ держать.

Галина Бутаева